Статья

Какие факторы упоминаются чаще всего, когда заходит речь о перспективах полиграфической отрасли? (Будем говорить о московском рынке печати). Превышение предложения услуг над спросом? Несомненно, причём весьма существенное. Ситуация на рынке полиграфического оборудования? Естественно. Расширение возможностей по кредитованию типографий? Обязательно. Развитие сегмента цифровой печати? А как же.

Но есть один фактор, о котором говорят значительно реже или не придают ему большого значения. А ведь именно он может в ближайшем будущем определить конфигурацию московского печатного рынка. Я имею в виду рост цен на коммерческую недвижимость.

Цены растут, но не у нас

Я уже писал, что кардинального роста спроса на полиграфические услуги в ближайшем будущем не произойдёт, равно как и значительного сокращения предложения услуг. Иначе говоря, скачка цен ждать не стоит. Конечно, некоторый рост цен неизбежен, но он вряд ли будет выше инфляции и на финансовое положение типографий повлияет мало.

Поэтому важнейшим фактором становится повышение цен на аренду помещений.

Стоимость коммерческой недвижимости в Москве стабильно растёт — по оценкам экспертов, на 15-25% в год, причём сильнее всего в сегменте помещений класса низкокачественных офисных помещений.

А что такое офис класса В? Помещение в производственном или учрежденческом здании советской постройки, в котором сделан какой-никакой ремонт и находящемся за Третьим транспортным кольцом. Именно там чаще всего и располагаются средние и малые типографии. Ipso facto, они в зоне риска.

Значительный спрос на офисы класса В заставляет собственников зданий в спешном порядке переделывать цеха и склады в офисы (при современном развитии технологий строительства это делается легко и быстро). А типографии не просто стоят перед перспективой резкого роста затрат на аренду — они вообще становятся persona non grata для арендодателя! И процесс уже идёт — мне известен десяток случаев, когда типографии были вынуждены в кратчайшие сроки освободить занимаемые много лет помещения «в связи с реконструкцией здания». Чаще всего это связано со сменой собственника: старые владельцы, предпочитающие ничего не менять, при первой возможности продают здания, а новые немедленно начинают вкладывать средства в приобретённую собственность.

Но даже если типографию пока не гонят с насиженного места, неуклонное повышение арендной платы (в условиях отсутствия существенного роста цен на печать) — одна из самых серьёзных угроз её выживанию.

Иных уж нет, а те далече…

Каковы же перспективы существования московских типографий?

Среднего масштаба и выше. В ближайшие несколько лет основная масса типографий, не собирающихся прекращать деятельность, перебазируется на окраины Москвы (более вероятно — в Подмосковье). Речь идёт, прежде всего, о типографиях нижней и средней ценовой категории, не имеющих потенциала повышения цен и неспособных окупить расходы при их нынешнем уровне. Смею утверждать: типографиям определённого размера (начиная с двух и более машин второго формата) вообще станет нерентабельно находиться в Москве.

В городе останется лишь некоторое количество типографий VIP-категории, чьи цены значительно выше средних и которым, благодаря раскрученности бренда и высокому уровню сервиса, удастся поддерживать загрузку на прежнем уровне. Но их будет немного, и на общую картину московского полиграфического рынка существенного влияния они не окажут.

Глобальный исход из столицы неизбежен, но участь типографий он не облегчит. Да, стоимость аренды снизится, возрастёт потенциал расширения производства (в Москве невозможность наращивания площадей часто становится сдерживающим фактором в развитии типографии), но зато существенно возрастут другие расходы и появятся новые сложности.

Типографиям придётся думать о разделении офиса и производства (работать, имея офис за чертой МКАД, сегодня вряд ли возможно) и дополнительных организационных затратах. Существенно возрастут логистические расходы. Гигантская проблема для удалённой типографии — пробки на московских дорогах и вытекающая из этого невозможность чёткого планирования деятельности.

Ещё одна серьёзнейшая проблема — кадры. Мой богатый опыт найма персонала говорит о том, что москвичи, в отличие от жителей многих городов Запада, пока ещё не готовы тратить 4-6 часов в день, добираясь на работу и с работы. Типография, переезжающая из Москвы (пусть даже не из центра) в Подмосковье, неизбежно столкнётся с кадровым кризисом. Найти же квалифицированных профессионалов на месте чаще всего не удаётся. Возможно, ситуация изменится (у работников не будет выбора), но пока ясного решения нет.

Всё это позволяет предположить, что в перспективе средний уровень эффективности работы московских типографий будет снижаться.

Вынужденная отдалённость офиса от производства неизбежно скажется на стабильности технологического процесса (а ведь у многих и сейчас с этим не всё в порядке). Транспортные проблемы ещё более усугубят положение. Надёжность и оперативность неизбежно упадут, соблюдение сроков усложнится. Выходом может быть усиление и расширение организационной структуры, означающее дополнительные затраты, но типографии идут на это крайне неохотно.

Отсутствие квалифицированных специалистов или чехарда с кадрами также повлияют на чёткость работы. Здесь бы очень помогло использование иностранной рабочей силы, которую и Подмосковье не пугает, но с этим у нас пока всё очень и очень непросто.

Что же касается мелких оперативных типографий с парком машин формата А3, то они, конечно, останутся в Москве (оперативность несовместима с удалённостью), но, похоже, их дни сочтены. В условиях роста аренды традиционная малоформатная офсетная печать уже очень скоро не сможет конкурировать со всё более совершенствующейся цифровой печатью, имеющей неоспоримое преимущество — ей не нужно много места. Типографиям, основа которых — машины вроде Heidelberg GTO52 или Ryobi 52x, надо срочно менять сегмент рынка или начинать обдумывать exit strategy.

Буду рад ошибиться в не слишком оптимистичных прогнозах. Но в одном уверен — так или иначе, через несколько лет московский рынок полиграфии будет кардинально отличаться от сегодняшнего. И дай бог, чтобы изменения пошли нам на пользу.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 30 декабря 2006 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.