Статья

Все, кому приходилось сталкиваться со стройкой или крупным ремонтом, знают: по негласному правилу строителей, их зарплата должна составлять не менее половины от общей сметы. Иначе говоря, работа стоит не меньше, чем расходные материалы.

Почему так?

Смею предположить: строители страхуются на случай повторной закупки материалов. Согласитесь, такое бывает: допущена серьёзная ошибка, и нужно всё переделывать. Тогда исполнитель лишается прибыли, зато не несёт расходов. Если это и не единственная причина, то одна из существенных. Справедливо или нет, судить не берусь, здесь важнее отраслевые стандарты. Все так делают — значит, для данной отрасли это правильно.

В большинстве случаев неписаный закон «цена работы равна стоимости материалов» действует и в полиграфии. Многие даже не задумываются об этом, но соотнесите совокупность тиражей средней типографии за месяц с расходами на бумагу и получите 1:1 (~10%, не больше).

Впрочем, далеко не всегда. Допустим, в печати на сувенирах поле для фантазии ничем не ограничено. Бывает, цена одного сувенира выше, чем «прайсовая» стоимость печати на всём тираже. Да и для офсетных типографий принцип перестаёт действовать, когда мы переходим к печати на элитной («экзотической») бумаге. Ввиду её крайне высокой цены доля печати зачастую составляет лишь 10—20% от общей стоимости заказа.

А теперь (внимание!) два основных вопроса, которые я адресую полиграфистам.

Вопрос № 1. Возьмётся ли ваша типография за заказ стоимостью 10 тыс. долл., если 9 из них пойдёт на бумагу?

Вопрос № 2. Что вы будете делать, если обнаружится неисправимый брак, и встанет вопрос о перепечатке заказа?

Перед тем, как приступить к написанию статьи, я задавал эти вопросы коллегам. Поразительно, но большинство были совершенно не готовы к ответу. Знаете, что они говорили?

«У нас такого не бывает». «Брак всегда можно предотвратить, если внимательно следить за работой цеха». «В таких случаях мы вызываем клиента на приладку». «Изображение с сувениров можно смыть и напечатать заново». И так далее, и тому подобное…

Они не понимали, что вопрос лежит в иной плоскости. Меня в данном случае не интересуют вероятность брака или меры по его предотвращению. Надеясь на лучшее — и делая всё, чтобы беды не случилось, — надо быть готовым и к худшему исходу. Ведь на 100% исключить брак не в силах ни одна типография. А значит, мои вопросы вполне правомерны *.

Готовы ли вы, уважаемые читатели-полиграфисты, что называется, «ловить на такие шансы»? Согласны ли в случае брака (пусть даже его вероятность 1%) вынуть из собственного кармана 8 тыс. долл. в дополнение к тысяче, полученной за работу (а может быть, ещё и не полученной)?

Предвижу встречный вопрос: а что делать? Вариантов несколько.

Первый. Вообще не брать подобные заказы. Я знаю несколько типографий, которые так и поступают. И это не столь глупо, как может показаться неспециалисту. Причина не только в страховке от значительных расходов в сложной ситуации, но и в общей нетехнологичности подобных заказов. Типография печатает полноцветные издания на мелованной бумаге — и точка. Зачем отвлекаться на сложные смесевые цвета, нестандартные макеты и другие вещи, многократно повышающие степень неопределённости результата?!

Хорошо, если вам хватает стандартных, типовых заказов. А если нет?..

Второй. Ничего не делать. Продолжать принимать заказы по стандартной цене, тщательно следить за их исполнением и… надеяться на лучшее. Ведь несправедливо увеличивать стоимость заказа лишь потому, что при его изготовлении используется дорогая бумага!

Но — так ли уж это верно? Почему, подобно строителям, полиграфисты не имеют права избрать иной вариант?

Третий. Увеличить стоимость печати заказа (или наценку на бумагу, что, в принципе, равнозначно) с целью хоть как-то сократить чудовищный разрыв между стоимостью материалов и работы. Возможно, характер работы и не меняется от того, печатаешь ты на дорогой бумаге или дешёвой. Меняется другое — ответственность типографии, масштаб риска. И если она решит, что это стоит дополнительных денег, можно ли её осуждать?

Я намеренно не привожу собственных ответов. Считаю, что каждая типография должна решать сама, причём сегодня, сейчас, а не после того, как грянет гром и клюнет петух. Именно так и вырабатываются стандарты отрасли.

А напоследок ещё два вопроса.

Вопрос № 3. Что будете делать, если вам предложат напечатать тираж на сверхдорогой бумаге, предоставленной заказчиком? Вы готовы в гипотетической ситуации брака закупить её для перепечатки или вернуть стоимость клиенту?

Вопрос № 4. Станете ли при оформлении заказа обсуждать с клиентом подобную перспективу или предоставите волноваться ему самому?

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 июля 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.