Во вчерашнем посте я [[a=202]]написал[[/a]] о прогнозе, согласно которому ещё в этом году е-ридеры будут продаваться дешевле 100$.
Сегодня я поделюсь мыслями о том, почему, возможно, этого всё же не произойдёт.
Amazon, находящийся в эйфории в связи с результатами продаж как е-книг (их стало продаваться больше, чем бумажных в твердом переплёте), так и ридеров (вся первая партия Kindle 3 распродана за несколько дней), полон самых радужных ожиданий. Вице-президент по проекту Kindle Расс Грандинетти так прямо и говорит: «Рынок ещё больше, чем мы думали». Но так ли это?
Джон Месьяк, редактор сайта my3books.com, например, полагает, что ожидания Amazon сильно завышены. Почему? Очень просто. Снижением цен на е-ридеры можно подстегнуть продажи этих устройств. Но увеличить число читателей, увы, невозможно.
На самом деле, вопрос не только в том, эквивалентно ли большое число людей, покупающих дешёвые е-ридеры, большому числу людей, покупающих книги, а потом делающих это снова и снова. Потому что очень дешёвый е-ридер — это совсем не то, что купить очень много книг. Это больше похоже на покупку супердешёвой обложки, в которую вы можете вставить другие книги. Вам всё равно придётся идти и покупать е-книги для Kindle (или другого гаджета).
Снижением цены на супермодный девайс действительно можно привлечь миллионы потребителей. Причём, чем ниже будет цена, тем больше окажется покупателей. Проблема в том, что покупка Kindle не заставит их читать, если они не делали этого раньше. Именно поэтому книгоиздательская отрасль возлагала такие надежды на успех произведений Дж.К.Роулинг или Стефани Майерс — потому что их книги создавали и создают новых и новых читателей среди молодежи. Никакому Kindle это не под силу.
Месьяк приводит в пример ситуацию в музыкальной индустрии, когда CD начали замещать грампластинки. Музыкальный бизнес радовался огромным объемам продаж новых носителей. На деле же меломанов не стало больше, просто они в массовом порядке переводили свои записи на CD. Как только этот процесс завершился, продажи вернулись в нормальное русло.
Пост завершается следующим пассажем:
Массовые закупки е-ридеров в 2010 году могут обеспечить яркий и успешный предпраздничный сезон для торговцев е-книгами. Это может даже внести свой вклад в мрачный предпразничный сезон для книжных магазинов, до сих пор специализирующихся на категории «книги, напечатанные на бумаге». Но я подожду следующего месяца, когда появится статистика о том, сколько именно платных е-книг будет приобретено всеми этими владельцами е-ридеров. Вот тогда мы увидим, насколько велик этот рынок на самом деле.
Так вот о чём я. Вполне возможно, что крупные игроки этого рынка тоже прекрасно понимают, что какими бы ни были продажи ридеров, книгочеев от этого больше не станет. И, возможно, это станет препятствием на пути к существенному удешевлению устройств. В самом деле, стóит ли продавать ридеры по себестоимости (или даже нести убытки на каждом девайсе), если заставить людей покупать книги против их воли всё равно невозможно?