Пост

Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.

Противостояние приложение для веба и мобильных (так называемых «нативных») приложений, похоже, переходит в открытую фазу. Не далее как вчера журнал Fortune запустил собственное веб-приложение Fortune 500+, представляющее собой интерактивный список крупнейших компаний мира. Собственно перечень доступен бесплатно; для того, чтобы получить доступ к подробному описанию каждой компании, нужно стать платным подписчиком. Пока приложение работает только в браузерах настольных компьютеров, но вскоре его можно будет использовать и на планшетных устройствах.

Феномен мобильных приложений, впервые появившихся на iPhone, а позже пришедших и на iPad, изменил издательский мир. Его охватила «app-лихорадка»: контент-провайдеры (теперь издателей называют именно так) начали один за другим создавать цифровые версии своих газет и журналов. Все они были нативными, и все продавались (или распространялись бесплатно) через онлайн-магазин Apple — App Store.

С течением времени пришло отрезвление. Первоначальный, ажиотажный спрос на контент-ориентированные приложения быстро закончился, объёмы продаж цифровых изданий пошли на убыль, и вот уже крупнейшие издательства объявляют о пересмотре своих мобильных стратегий.

Значит ли это, что они теряют интерес к мобильным платформам? Ни в коем случае — с угасанием бумажных технологий у них нет и не может быть другого выбора. Но пересмотреть подход к использованию новых цифровых медиа просто необходимо.

***

Я уже писал о поистине безграничных возможностях, которые предоставляют современные веб-технологии и, в частности, язык HTML5. Издатели всех мастей постепенно начинают понимать преимущества веб-платформы. И в этом, как ни странно, им активно «помогает» Apple. Но об этом чуть позже.

Итак, что же такое веб-приложение и чем оно отличается от обычного сайта? Согласно определению журнала Advertising Age, веб-приложения имеют три существенных признака:

  • в отличие от нативных приложений, распространяющихся через Apple App Store (для iPhone и iPad) и Google Android Market (для смартфонов и планшетов на базе Android), веб-приложения работают на различных платформах непосредственно из веб-браузера;
  • в отличие от сайтов, веб-приложения обычно загружают информацию в компьютер или устройство пользователя, что позволяет им работать быстрее веб-сайтов и в меньшей степени зависеть от интернет-соединения;
  • веб-приложения доступны по веб-ссылкам и не требуют специального механизма дистрибьюции вроде App Store, хотя Google и создал так называемый Chrome Web Store — сайт, на котором собраны приложения для браузера Chrome.
  • С развитием рынка мобильных устройств преимущества веб-платформы (которой некоторые ещё недавно предсказывали скорую гибель) проступают всё явственней.

Во-первых, этот рынок становится чрезвычайно фрагментированным. На нём уже более или менее существенно представлено как минимум шесть платформ: iOS от Apple; Android от Google; BlackBerry/QNX от RIM; Windows Phone от Microsoft; Symbian от Nokia; WebOS от HP. Начавшееся недавно партнёрство между Nokia и Microsoft, грядущий выпуск Intel собственной платформы MeeGo и развитие проекта Ubuntu грозят дальнейшим усугублением процесса фрагментации. А ведь, помимо разных платформ, появляются всё новые устройства с различными параметрами — размером экрана, разрешением, органами управления! Издатели просто не имеют экономической возможности разрабатывать нативные приложения в таком ассортименте. Ограничивая же количество платформ, они лишаются аудитории. Веб-приложения позволяют решить эту проблему — веб-языки HTML, CSS или JavaScript работают в большинстве браузеров вне зависимости от операционной системы конкре
тного устройства. Да, рынок браузеров тоже весьма фрагментирован — существует несколько десятков различных программ и их версий. Но использование специальных программных платформ (таких, как Sproutcore или JQuery Mobile) позволяют решить эту проблему и создавать действительно универсальные веб-приложения.

Далее, средства веб-разработки обходятся неизмеримо дешевле, чем инструментарий для создания нативных приложений. Издательские пакеты для цифрового паблишинга очень дороги как сами по себе, так и в процессе их использования, что лишает начинающих или мелких издателей практической возможности выхода на мобильный рынок. Разработчики инструментария (например, Adobe или Woodwing) ориентируются на крупные издательские компании, забывая обо всех остальных. Переход к веб-технологиям решает эту проблему: здесь средства разработки, чаще всего, бесплатны и распространяются на основе открытого исходного кода. Для написания веб-приложения не нужны не специализированные программы, ни профессиональные издательские системы — достаточно простого текстового редактора.

И, наконец, о той «помощи», которую сторонникам веб-подхода оказывает (возможно, помимо своей воли) компания Apple. Делает это она, устанавливая драконовские правила принятия приложений в свой App Store и оставляя себе неоправданно высокую (по мнению издателей) долю от их стоимости. Процесс проверки приложения перед его размещением в App Store может занимать две-три недели и вполне может закончиться отказом — по причинам, порой напоминающим каприз. Агентская модель Apple (в том числе, и подписная схема для цифровых изданий, введённая в феврале этого года) предполагает, что владелец платформы взимает 30% от продажной цены приложения и каждого номера издания — долю, которая, по мнению ряда издателей, делает дистрибьюцию через App Store нерентабельной. Не менее важно и то, что Apple отказывается делиться с издателями пользовательской информацией, получаемой в ходе продажи цифровых газет и журналов. Результатом такой политики Apple стало то, что за три месяца существования подписной модели на неё согласились перейти всего несколько издателей.

В случае же веб-приложений разработчик полностью свободен от диктата и произвола владельца платформы, и ему не приходится ни с кем делиться прибылью. Более того, дистрибьюция через веб-сайт — куда более органичный способ распространения цифрового издания: мобильные устройства есть далеко не у всех, а Интернетом пользуется практически каждый пользователь.

***

Разумеется, у веб-приложений есть и недостатки. Как правило, они работают гораздо медленнее нативных приложений; кроме того, они пока не могут в полной мере использовать аппаратные возможности конкретных устройств (гироскоп, акселерометр, фотокамеру и т.д.). Но для контент-ориентированных приложений это, как правило, не так уж и нужно.

В последнее время появляются всё новые решения для издателей, намеренных использовать веб-платформу. Широкую известность приобрёл стартап OnSwipe, разрабатывающий мобильные дополнения к популярным CMS-системам (прежде всего, WordPress). Кстати, основатель OnSwipe Джейсон Баптисте — один из самых ярких и активных апологетов перехода от нативных приложений к веб-платформе.

Многие специалисты полагают, что направление, в котором будет развиваться мобильный паблишинг, определится уже в течение ближайшего года — и скорее всего, это будет именно веб. А пока у издателей есть компромиссный вариант: приложения, разрабатываемые на HTML5 и на последнем этапе превращающиеся в нативные. По такому пути пошла, например, компания Bloomberg, недавно выпустившая приложение Businesweek+. В настоящее время существует ряд платформ-фреймворков для создания таких «гибридных» приложений: от совсем простых, вроде Laker, до достаточно профессиональных, таких как PhoneGap.

***

Мобильные веб-технологии находятся в самом начале своего становления. Рынок нативных приложения переживает настоящий бум. Согласно появившемуся н

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 18 мая 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.