Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.
Война «Apple против остального мира» перешла в новую фазу. Медиа-компании и онлайн-ритейлеры дают понять, что не намерены мириться с диктатом яблочной компании, которая в стремлении контролировать экосистему своих мобильных устройств заходит слишком далеко.
На прошлой неделе оппоненты Apple нанесли сразу несколько весьма ощутимых ударов. Крупнейший книжный онлайн-ритейлер Amazon объявил о запуске Kindle Cloud Reader, позволяющего покупать, скачивать и читать электронные книги непосредственно в веб-браузере. Более того, в веб-ридере от Amazon предусмотрена возможность офлайн-чтения: скачав е-книгу, вы можете читать её, даже не имея доступа в Интернет.
В тот же день аналогичный проект запустил и гигант ритейла Walmart. Речь идёт о видеосервисе Vudu, который был приобретён компанией год назад: теперь видео можно скачивать и смотреть через браузер.
Само собой разумеется, что и веб-ридер от Amazon, и веб-плеер Vudu прекрасно работают в браузере iPad, без всякой помощи нативного приложения.
И, наконец, юристы адвокатской конторы Hagens Berman подали в суд штата Калифорния коллективный (классовый) иск, обвиняя Apple, наряду с пятёркой крупнейших книгоиздателей, в искусственном взвинчивании цен на электронные книги, что позволило ответчикам получать сверхприбыли, ущемляя права миллионов потребителей.
Но обо всём по порядку.
***
В январе 2007 года в мире цифрового контента произошла революция. Apple выпустил на рынок iPhone — первое мобильное устройство, способное служить одновременно для приобретения и потребления цифровой информации. Теперь для загрузки контента (в данном случае, музыкальных файлов) пользователю не был нужен настольный ПК — пользователь мог сделать это непосредственно на своём iPhone. Получить интересующий трек или альбом стало возможно в любом месте, где имелся доступ к Интернету, а от момента выбора и до начала прослушивания проходили секунды.
В ноябре того же года Amazon совершил переворот в мире электронных книг, представив Kindle — первый е-ридер, использующий ту же модель получения контента, что и iPhone. Помимо основной своей функции, ридер являлся цифровой «витриной» онлайн-магазина Amazon, в котором читатель мог выбрать и приобрести любую е-книгу — и немедленно приступить к её чтению.
Стремясь к максимальному расширению рынка электронных книг (который до появления Kindle был пренебрежимо мал в сравнении с рынком книг печатных), Amazon начал агрессивно снижать цены. Большинство книг в магазине Kindle стоили дешевле 9.99 долларов, при том, что печатная книга в мягкой обложке обычно продаётся по цене выше 15 долларов, а в твёрдом переплёте — вдвое дороже. Amazon имел возможность снижать цены: тогда он работал со всеми книгоиздателями на основе оптовых закупочных цен и имел возможность сам устанавливать розничные цены. Жертвуя прибылью при продаже е-книг (зачастую оптовые цены книгоиздателей были выше 10 долларов), ритейлер компенсировал это успешными продажами е-ридеров, одновременно создавая новый, быстрорастущий рынок электронных книг.
В июле 2008 года на мобильных устройствах Apple (iPhone и iPod Touch) появилась новая разновидность онлайн-магазина — App Store. Теперь пользователь мог покупать не только контент, но и программы, которые в мире мобильных технологий называются «apps» («приложения»). Теперь издатели могли предложить пользователю собственные онлайн-магазины, где он мог приобрести и другие виды контента: например, те же электронные книги, видео или цифровые версии периодических изданий. Последнее стало особенно актуально год назад, с появлением нового устройства, идеально подходящего для чтения электронных газет и журналов — я имею в виду iPad.
И вот тут начинается самое интересное.
***
Новый канал распространения цифровой информации — мобильный магазин контента — предполагает наличие трёх групп игроков, использующих его в своих интересах: издателей, ритейлеров и владельцев платформы. Первые создают контент, вторые его продаю