Пост

merdock

Полтора года назад, в беседе о планшетных изданиях, евангелист Adobe Грег Рьюис сказал мне, что нативные приложения совершеннее, поскольку веб «квадратен», как окно браузера. Я был не согласен с ним тогда, не согласен и сейчас – более, чем когда бы то ни было. В то время мало кто знал значение термина «респонсив-дизайн», а к HTML5 относились настороженно, опасаясь его нестабильности и несовместимостью с браузерами.

Сегодня HTML5 стал фактическим веб-стандартом, а возможности мобильных сайтов по функционалу практически сравнялись с нативом. За эти полтора года веб сделал гигантский шаг вперед. В нативном паблишинге же не произошло ничего. И недавняя смерть первой и единственной ежедневной iPad-газеты The Daily как нельзя лучше высветила эту диспропорцию.

Закрытие газеты The Daily, громкого, амбициозного и чрезвычайного дорогостоящего эксперимента Руперта Мердока, справедливо связывают с грядущим расчленением медиа-империи News Corp. Мердок решил отделить зерна от плевел: суперприбыльные теле- и киноактивы магната теперь будут существовать независимо от далеко не столь прибыльных издательских активов: газет и журналов. Новая структура не сможет позволить себе такого бремени, как The Daily – убытки издания только за прошлый год составили более 30 млн долларов.

Объясняя провал проекта, специалисты чаще всего указывают на отсутствие у него УТП, уникального торгового предложения, которое только и могло бы побудить читателей платить за подписку на газету. Я полагаю, что дело не только в этом. Истинные причины шире и во многом связаны с изначальной ущербностью нативного формата, не создающего для пользователя необходимой ему ценности.

Вчера газета Advertising Age опубликовала результаты ответов своих читателей на вопрос: каким, по их мнению, оказался фатальный недостаток iPad-газеты? Ответы показательны: наибольшее число респондентов – почти одинаковое – указало на а) неспособность предоставить потребителю нечто уникальное  («люди готовы платить лишь за то, чего нельзя найти в другом месте») и б) ограниченность формата («зачем выходить на планшетах, бойкотируя веб?»).

Вполне солидаризируясь с читателями AdAge, хотел бы поговорить о второй из приведенных причин.

Сегодня — еще в большей степени, чем полтора года назад, -  я не вижу никаких причин для электронного издания выходить в виде нативного приложения. Этот формат имеет массу недостатков и почти никаких преимуществ перед вебом.

С самого момента своего зарождения (как мы помним, iPad появился зимой 2010 года, а первые медиа-приложения для него – всего несколькими месяцами позже) нативный паблишинг почти не эволюционировал. Сегодня, как и двумя годами раньше, журнал для планшета – это усовершенствованное слайдшоу или PowerPoint-презентация, тяжелая, статичная, неинтерактивная. Именно такой и была газета The Daily. Вдумайтесь: за 4 доллара в месяц или 40 долларов в год подписчикам предлагалось ежедневно скачивать на планшет выпуск в пару-тройку сотен мегабайт — без обновлений в течение дня, без возможности поделиться контентом с друзьями, без доступа к архиву издания (разве что качайте прошлые выпуски по одному, пока памяти в планшете хватит)… Словом, без всего того, к чему мы так привыкли в вебе, что считаем это совершенно обыденными вещами.

Создатели The Daily предложили читателям, по сути, ту же устаревшую модель – старое-доброе печатное СМИ, только носителем в данном случае выступила не бумага, а экран планшета. Всё остальное не изменилось. Взамен обещалась некая интерактивность и мультимедийность – факторы как минимум ограниченные (размерами файлов), а возможно, и не очень нужные в информационном издании.

Сравним iPad-газету с нормальным современным информационным сайтом. Отдав предпочтение веб-платформе, читатель получает постоянное и непрерывное обновление информации, все возможности для шаринга и вообще любого взаимодействия с авторами и другими читателями, гибкость доступа на любых устройствах (неважно, через респонсив или отдельные мобильные версии), мгновенность доступа… Честно говоря, я пытаюсь и не могу придумать ни единого преимущества, которое давал бы пользователю нативный формат.

Точнее, одно преимущество существует. Но не для читателей, а лишь для создателей iPad-издания. Да и существовало оно исключительно в их воображении. Речь идет о путях монетизации. По мысли тех, кто придумал The Daily, эффектная обертка в виде нативного контейнера и места в App Store должна была упростить продажу контента через подписку. Как мы теперь знаем, расчет не оправдался – см. выше, ответ (а) в опросе AdAge.

Да, монетизация веб-контента – дело непростое и не всегда благодарное. Однако, как показал опыт пейволлов ведущих западных газет, вполне реализуемое. И быть может, если бы создатели iPad-газеты потратили свое время и деньги не на совершенствование мертвого формата и его рекламу, а на поиск способов монетизации веб-сайта (увы, в их парадигме несуществующего), быть может, The Daily стала удачным, а не провалившимся экспериментом. Таким же, каким являются Huffington Post, The Daily Beast и другие вполне рентабельные веб-медиа-проекты.

Два с половиной года назад журнал Wired провозгласил знаменитое «The Web is dead». Тогда всем казалось, что еще немного – и планшеты изменят облик  издательской отрасли.  Сегодня ясно, что мобильные технологии действительно меняют медиаиндустрию, вот только в основе этих изменений по-прежнему лежит веб. Который, вопреки мнению Грега Рьюиса, ничуть не квадратен, а напротив, текуч и гибок.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 11 января 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Нет сомнений в том, что Стив Балмер фактически уволен. Также нет сомнений, что уволить его мог только один человек, и зовут его Билл Гейтс. Так ли это, и в чем причины увольнения руководителя Microsoft?

Знаменитый писатель умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Владельцем одной из крупнейших газет США стал человек, умеющий создавать подрывные инновации и готовый спокойно ждать, пока они дадут результат. Что это означает для медиа-индустрии?

Знаменитые и (некогда) успешные издания Newsweek и BostonGlobe сменили владельцев. Кто и почему покупает сегодня медиа-бренды?

Новый сценарий Кормака Маккарти непохож на обычные сценарии, но очень похож на другие книги знаменитого американского автора.

Презентация новых моделей Blackberry не остановила падения стоимости акций компании и не прибавила уверенности в будущем бренда Blackberry.

И тот и другой фильмы – про агентов ЦРУ, и тот и другой – триллеры, и тот и другой рассказывают о реальных событиях, еще недавно бывших тайной за семью печатями, оба удостоились высоких наград... Но насколько же «Цель…» глубже, объемнее и насыщеннее, чем «Арго»!

Три дня назад покончил с собой Аарон Шварц. Трудно одной фразой определить, кем он был. Вслед за англоязычной Википедией скажу, что он был интернет-активистом. Мы знаем, что ему не так давно исполнилось 26 лет и он, судя по всему, был компьютерным гением. Что он участвовал – в возрасте 14 лет – в разработке стандарта RSS первой версии (скажите спасибо ему все, […]

Новый фильм Тарантино не претендует на историчность. Но даже несмотря на это, явных исторических ляпов в нем многовато.

В российской версии фильма «Координаты «Скайфолл» обнаружились скрытые смыслы, неведомые даже его создателям. Так сказать, переводчики шутят.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.