Пост

Так случилось, что на протяжении последних месяцев мне пришлось наблюдать, помимо работы менеджеров нашей типографии, за деятельностью целого ряда менеджеров других компаний. Часть из них оказывала или продолжает оказывать нам определённые услуги; от сотрудничества с некоторыми я отказался. И вот результаы моих наблюдений.

Современная теория продаж предполагает несколько подходов к собственно процесу продажи.

В книгах на эту тему вы прочтёте, что есть, например, методика «стимул-реакция». Это когда менеджер по продажам заучивает наизусть заранее составленную презентацию и потом отбарабанивает её потенциальному покупателю. Подобный подход мы можем наблюдать, например, у тех, кто продаёт всякую чепуху в вагонах метро: безупречная, вызубренная и воспроизведённая с выражением презентация.

Или более сложная модификация первого подхода: «смена психических состояний», работа на основе AIDA-последовательности (Attention-Interest-Desire-Activity, или, если по-русски, Внимание-Интерес-Желание-Действие), когда менеджера обучают двигаться по дереву конечного числа реакций потенциального покупателя, модифицируя презентацию в зависимости от его поведения.

Оба этих варианта удобны тем, что для их применения не нужен хорошо обученный менеджер. Ему не обязательно досконально разбираться в продукте — нужны лишь умение общаться с людьми да хорошая память.

Так вот — в нашей отрасли эти подходы неприменимы. Забудьте о них. В полиграфии необученный продажник никогда ничего серьёзного не продаст.

Почему? А вот почему. Кто бы что ни говорил, но единственный способ продать долговременные и выгодные отношения с заказчиком — это постоянная и последовательная демонстрация готовности решать его проблемы.

В статье «Иногда они возвращаются» я писал о фирме, которая, на мой взгляд, действует неправильно. Выбранная её руководителем В. стратегия поведения на рынке определила и методику работы менеджеров: они убеждают потенциального клиента сделать заказ, рассказывая о достижениях своей фирмы, демонстрируя качественные образцы выполненных ею ранее работ… Но во всём этом великолепии постепенно всё очевиднее просматривается единственная цель — «закрыть сделку», получить заказ. Как только эта задача решена, отношение к клиенту резко изменится (задача-то выполнена, теперь нужно просто выполнить до точки все положения договора, и ни на йоту более!), и этот контраст, поверьте, будет весьма неприятным.

Вот вам другой пример. Менеджер совершенно искренне желает помочь заказчику и удовлетворить его потребности; вот только психологически это его желание жёстко ограничено рамками возможностей, предоставленных его компанией. «Этого мы, к сожалению, не делаем», «такое, увы, невозможно», «я попробую поговорить с руководством, но, боюсь, ничего не получится» — вот фразы, которыые слышит заказчик, стоит его потребностям лишь на чуть-чуть выйти за эти рамки. Причём часто такие ограничения связаны, прежде всего, с тем, что менеджера не научили думать о решении проблем клиента.

Во многих случаях вариант №2 уже достаточно хорош для заказчика. Но насколько же ценнее найти менеджера, который на самом деле ориентирован на решение проблем! Такой менеджер любую новую задачу, поставленную перед ним заказчиком, воспринимает, прежде всего, не с позиции возможности её решения в рамках возможностей компании, а вот как: какие именно преимущества решение даст мне в моих отношениях с клиентом. На практике это означает, что: если его компания не может выполнить ту или иную работу, менеджер находит клиенту  хорошего аутсорсера и даже сам организует их встречу; если необходимо снижение стоимости работ, менеджер не досаждает руководству мольбами о скидках, а предлагает несколько вариантов изменения параметров заказа, позволяющих снизить затраты; не ждёт от клиента запроса, а первым формирует готовое предложение на основании анализа бизнеса заказчика… Другими словами, всякий раз посылает клиенту месседж: я всегда здесь, обраща
йтесь ко мне с любой нуждой, и я сделаю всё, чтобы помочь.

Трудно ли это? Очень трудно. Нужно ли работать именно так? Совсем не обязательно. Но если менеджер этого не умеет, рано или поздно он потеряет клиента. И проиграет он, скорее всего, не компании с более низкой ценой или высоким качеством. Просто менеджер той компании сможет решить проблему.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 28 апреля 2006 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.