Статья

Год кончился, начался новый, и многие типографии напряженно думают над одним и тем же злосчастным вопросом: поднимать ли цены?
Вернее, чаще всего он формулируется несколько иначе: поднимутся ли цены на рынке, чтобы и мы могли это сделать? Ведь ни для кого ни секрет, что низкий уровень цен — это основной фактор, сдерживающий развитие отрасли. Многие (среди них, признаюсь, и автор настоящей статьи) считают даже, что сегодняшние нереально низкие цены на полиграфические услуги угрожают дестабилизировать многие сектора полиграфического рынка.

Среди причин такого положения чаще всего называют следующие: высокую конкуренцию, вынуждающую многие типографии демпинговать, и диктат со стороны заказчика, для которого основным критерием выбора типографии является цена.

Товар или нет?

Для начала определимся с принципиально важным вопросом: является ли вообще печатная продукция, изготавливаемая типографией по заказу клиента, потребительским товаром?

На эту тему сказано многое, в том числе и мной. Словарь Яндекса даёт следующее определение: под потребительскими, или рядовыми, или взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, «которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом». Википедия говорит примерно то же: потребительские товары – это «товары стандартизованного качества, производимые различными изготовителями, причём товары, произведенные разными изготовителями, рассматриваются эквивалентными друг другу».

Отсюда естественным образом вытекает, что при выборе потребительского товара главным (или, по крайней мере, одним из главнейших) факторов является цена, а значит, непременное условие конкурентоспособности такого товара — его низкая стоимость.

За примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить недавний шум, который подняли крупнейшие российские сети по продаже бытовой техники и электроники, когда выяснилось, что недавно вышедший на наш рынок европейский ритейлер способен предложить более низкие цены по целому ряду предлагаемых позиций.

Так подпадает ли продукт типографий под эти определения? Многие из видов печатной продукции, без всякого сомнения, можно назвать рядовыми товарами. Например, цифровое копирование. Или стандартизованные визитные карточки. В некоторой степени, к таким товарам относятся и типовые новогодние календари – квартальные или карманные. Но если рассмотреть вопрос более широко, картина открывается совершенно другая.

Надёжность важнее

Три года назад, в рамках регулярных исследований рынка, Центр изучения печатной индустрии Рочестерского технологического института провел опрос на тему: какие факторы наиболее существенны для заказчиков при выборе типографии. Опрашивались около 250 рекламных агентств и более 200 отделов рекламы коммерческих компаний США. Респонденты должны были оценить предложенные факторы по десятибалльной шкале.

Вот результаты опроса1:

Фактор

Значимость по 10-балльной шкале

Рекламные агентства

Конечные клиенты

Надежность

9,5

6,6

Качество печати

9,1

6,4

Оперативность

8,4

5,8

Легкость (удобство) взаимодействия

8,2

6,1

Цены

7,9

5,6

Наличие конкретной технологии

6,9

3,6

Уникальные возможности

6,0

3,2

Территориальное расположение

5,8

3,7

1 Следует понимать, что в Америке рекламные агентства являются основными клиентами типографий. Подавляющее большинство компаний и организаций не работают с типографиями напрямую, предпочитая обращаться в агентства либо к профессиональным посредникам — принт-брокерам. Прямыми конечными клиентами типографий обычно являются лишь крупные заказчики печатной продукции, стремящиеся минимизировать издержки.

Интересные результаты, не правда ли? Для рекламных агентств, зарабатывающих на марже между собственными ценами и ценами изготовителя, фактор стоимости находится в середине таблицы, на пятом месте! Если принять самый незначительный фактор за ноль, а наиболее значимый – за единицу, то оказывается, что уровень цен для опрошенных агентств почти в два раза менее существенен, чем основной критерий – надежность.

И даже для заказчиков, ориентированных на минимизацию издержек (см.примечание), низкая цена значит почти на 30% меньше, чем надежность, и на 15% меньше, чем удобство взаимодействия с типографией.

Я не вижу оснований считать, что наши клиенты в чём-то принципиально отличаются от американских. Тем более, что ситуации на российском и американском полиграфических рынках во многом схожи: там тоже типографии страдают от высокой конкуренции и низких цен.

Развенчивая мифы

Но допустим даже, что отечественный потребитель действительно смотрит на любой продукт как на потребительский товар, будь то телевизор, колбаса или рекламная брошюра фирмы, где он работает. Так ли важна для него цена, как многие это себе представляют?
На сайте известной розничной сети «Седьмой континент» я поинтересовался разбросом цен на наиболее ходовые потребительские товары. Как вы полагаете, наш покупатель серьезно задумывается над выбором, скажем, стерилизованного молока в пакетах? Или же, сознавая, что у всех производителей товар совершенно одинаков, выбирает самое дешевое? А как насчет яйца куриного? Или консервированных шпрот?

Цены на некоторые категории продуктов питания в сети «Седьмой континент»2

Молоко «Лианозово» 1.5% стерилизованное 1л, в пакете

24.69

Молоко «Веселый молочник» 1.5% стерилизованное 1л, в пакете

26.29

Молоко «33 коровы» 1.5% стерилизованное 1л, в пакете

26.79

Молоко «Домик в деревне» 1.5% стерилизованное 950г, в пакете

28.59

Молоко «Био Макс» 1.5% стерилизованное 1л, в пакете

32.39

Разброс цен между самым дорогим и самым дешевым товаром категории

31%

   

Яйцо куриное 10шт С-1, Марьинская птицефабрика

29.28

Яйцо куриное 10шт С-1 в картонной коробке, Марьинская птицефабрика

34.49

Яйцо куриное 10шт «Экстра» С-1, Роскар

44.09

Яйцо куриное 10шт «Здоровье» С-1, Россия

48.49

Разброс цен между самым дорогим и самым дешевым товаром категории

66%

   

Шпроты в масле Латвия (6889)

32.59

Шпроты ж/б с кольцом Латвия (17853)

34.29

Шпроты в масле ж/б с кольцом Латвия (22679)

45.79

Разброс цен между самым дорогим и самым дешевым товаром категории

40%

2 По данным сайта dostavka.7cont.ru на 10 декабря 2006 года.

Видите, какой разброс цен? И это у ритейлера, который очень жестко отбирает предлагаемые к реализации товары (львиную долю сети составляют относительно небольшие универсамы) и уж точно не стал бы держать на полках продукт, не пользующийся спросом!
Конечно, нам неизвестно, какую долю в своем сегменте среди реализуемых «Седьмым континентом» товаров занимают дорогостоящие: молоко «Био Макс» или яйцо «Здоровье». Однако ясно, что производители, выпускающие (причем не один год) эти продукты, до сих пор не обанкротились и вовсе не собираются прекращать их изготовление.

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что даже в области потребительских товаров низкая цена является далеко не самым важным критерием выбора. Посмотрите на приведенные цифры: максимальный разброс цен наблюдается для такого, вполне на первый взгляд стандартного, товара, как яйцо куриное – 66 процентов! А ведь куриные яйца двух птицефабрик отличаются друг от друга гораздо меньше, чем напечатанные двумя разными типографиями брошюры.

Что делать?

Итак, мы выяснили, что цена не является самым важным фактором выбора даже в случае потребительского товара; при заказе же печатной продукции такие критерии, как надёжность типографии, оперативность, качество печати и удобство взаимодействия оказывают на клиента гораздо большее влияние, чем стоимость заказа.

Отсюда следуют два важных вывода.

Вывод №1. Снижать цены для получения конкуретного преимущества имеет смысл лишь тогда, когда это можно сделать не в ущерб другим, более важным характеристикам типографии. Снижение цен за счет сокращения расходов на обеспечение стабильности работы, качества, оперативности или удобства клиентов могут дать лишь отрицательный эффект. А ведь многие типографии сегодня делают именно это: сокращают до минимума расходы на инфраструктуру, экономят на качественных расходных и квалифицированных сотрудниках, — и всё это ради снижения цен!

Кстати, я не знаю ни одной типографии, которая бы обанкротилась из-за чересчур высоких цен на свои услуги. Зато мне известно множество случаев, когда типографии уходили из бизнеса после продолжительных и безуспешных попыток конкурировать за счёт самой низкой стоимости.

Вывод №2. Низкие цены (равно как и высокие) – сами по себе не самоцель и не метод успешной конкурентной борьбы. Необходимо хорошо понимать, на каком рынке работает типография и каков её продукт – и уже на основании этого формировать характеристики этого продукта, одной из которых является цена.

Хотите пример? Пожалуйста. Многие московские типографии листовой офсетной печати в разное время пытались и пытаются до сих пор закрепиться на рынке среднетиражной периодики. Целевым клиентом в этом случае для них являются издательства, а для большинства издательств низкая себестоимость продукции – необходимое условие существования издания, и ради этого они готовы мириться с отсутствием сервиса и даже с невысоким качеством. Действуя в соответствии с этой логикой, типографии сокращают расходы и снижают до минимума цены, и всё равно не могут удержать такого заказчика. Почему? Да потому что на рынке, где цена – самое важное, московским типографиям не выиграть конкурентной борьбы с типографиями региональными, по определению имеющими значительно более низкие накладные расходы.

 

Рынок – это мощный саморегулирующийся механизм. Так или иначе, рано или поздно положение выровняется. Типографии, хорошо понимающие свой продукт и свое место на рынке, будут продавать услуги по ценам, которые позволяют им существовать и развиваться. Тем же, кто будет руководствоваться исключительно лозунгом «низкая цена – это самое главное», придется уходить с рынка, на котором они не смогут ничего заработать.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 11 января 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.