Пост

elmore-leonard

Знаменитый американский писатель Элмор Леонард умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Его называли «детройтским Диккенсом» (с ударением на втором слове); числили, наряду с Кормаком Маккарти, Доном ДеЛилло и Филиппом Ротом, одним их величайших живущих американских прозаиков; сам Стивен Кинг считает его «великим»; в 1992 году ему присвоили звание «Grand Master Edgar», десятью годами позже вручили медаль за вклад в развитие американской литературы…

При всем при этом он писал сугубо массовую литературу: приключенческие романы, иногда вестерны. Писал быстро и много, за свою жизнь создал более 50 произведений, романы его больше похожи на повести — объемом и узкими временными рамками.

И самое главное: у большинства романов Леонарда один и тот же сюжет. Его главный герой, обычно, более или менее заурядный человек, вполне симпатичный, с богатым жизненным опытом и практичным взглядом на моральные нормы. Неожиданно для себя он получает возможность завладеть значительным богатством или получить иную, важную для него, ценность; одновременно ему угрожает опасность со стороны антигероя, искусного, могущественного и жестокого. Герой идет к намеченной цели, борется за свою жизнь и жизнь любимого человека, рискует – и в конце концов все заканчивается хорошо, злодей повержен, цель достигнута, финал. Банально? В моем пересказе, безусловно. И тем не менее, такова фабула и «Ромового пунша», и «Контракта с коротышкой», и «Пронто», и «Вне поля зрения», и «Тишоминго Блюза», и многих других романов Леонарда.

***

Элмор Леонард еще раз доказал, что литература не делится на массовую и элитарную, серьезную и развлекательную, она может быть только хорошей и плохой. Он был настоящий мастер слова. Это проявлялось и в его поразительной способности создать образ человека исключительно через слова и действия, без предыстории и описаний, и в замечательных диалогах, составлявших основную и самую интересную часть его романов. У него редко бывали проходные персонажи, даже второстепенные и малозначительные всегда выпуклы и интересны.

Моя первая встреча с прозой Элмора Леонарда была опосредованной – через кино: сперва «Контракт с коротышкой» (лучшая, на мой взгляд, экранизация романов мастера и лучшие роли Траволты и Делроя Линдо), потом «Джеки Браун», «Вне поля зрения» (последнему сильно повредило участие ДжейЛо) и «Поезд на Юму» (хорошая роль Кристиана Бэйла и явная неудача Рассела Кроу). Я перевел сценарии и первого, и второго из фильмов, исключительно ради удовольствия еще раз погрузиться в диалоги, созданные Леонардом. Сценаристы брали их почти целиком: автор никогда не использовал косвенную речь, и его романы удивительно кинематографичны – бери и снимай.

***

У Леонарда есть удивительное произведение. Маленькая статья в «New York Times» о 16 июля 2001 года: «Десять правил писательского ремесла от Элмора Леонарда». Для меня эти десять коротких простых принципов остаются основным критерием оценки мастерства любого писателя. И всякий раз, когда я применяю этот критерий к очередному произведению, он меня не подводит – будь то Толстой или Достоевский, Гроссман или Аксенов, Герман Вук или Норман Мейлер, Деннис ЛиХейни или Скотт Туроу.

Вот они, эти десять правил. Попробуйте и вы подойти с этим критерием к тому, что читаете.

 
 
 
Рейтинг
(4 голоса)
Последнее изменение: 22 августа 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Нет сомнений в том, что Стив Балмер фактически уволен. Также нет сомнений, что уволить его мог только один человек, и зовут его Билл Гейтс. Так ли это, и в чем причины увольнения руководителя Microsoft?

Знаменитый писатель умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Владельцем одной из крупнейших газет США стал человек, умеющий создавать подрывные инновации и готовый спокойно ждать, пока они дадут результат. Что это означает для медиа-индустрии?

Знаменитые и (некогда) успешные издания Newsweek и BostonGlobe сменили владельцев. Кто и почему покупает сегодня медиа-бренды?

Новый сценарий Кормака Маккарти непохож на обычные сценарии, но очень похож на другие книги знаменитого американского автора.

Презентация новых моделей Blackberry не остановила падения стоимости акций компании и не прибавила уверенности в будущем бренда Blackberry.

И тот и другой фильмы – про агентов ЦРУ, и тот и другой – триллеры, и тот и другой рассказывают о реальных событиях, еще недавно бывших тайной за семью печатями, оба удостоились высоких наград... Но насколько же «Цель…» глубже, объемнее и насыщеннее, чем «Арго»!

Три дня назад покончил с собой Аарон Шварц. Трудно одной фразой определить, кем он был. Вслед за англоязычной Википедией скажу, что он был интернет-активистом. Мы знаем, что ему не так давно исполнилось 26 лет и он, судя по всему, был компьютерным гением. Что он участвовал – в возрасте 14 лет – в разработке стандарта RSS первой версии (скажите спасибо ему все, […]

Новый фильм Тарантино не претендует на историчность. Но даже несмотря на это, явных исторических ляпов в нем многовато.

В российской версии фильма «Координаты «Скайфолл» обнаружились скрытые смыслы, неведомые даже его создателям. Так сказать, переводчики шутят.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.