На прошлой неделе пришли новости о сразу двух «крупных» сделках на медиа-рынке. (Кавычки поставлены потому, что крупные эти сделки в силу громких брендов, перешедших в новые руки, но никак не по выплаченным суммам). Новых владельцев обрели Newsweek и BostonGlobe.
***
Newsweek. Некогда ведущий общественно-политический еженедельник, последние три года пребывавший в перманентном кризисе, приобретен медиа-компанией IBT Media, владеющей интернет-изданием International Business Times и еще десятком онлайн-СМИ.
Newsweek, бренд с 80-летней историей, который в 90-е годы прошлого века был, вместе с Time, одним из двух главных политических журналов Америки, за последнее десятилетие растерял читателей и рекламодателей, перестал приносить прибыль и в конце 2010 года был продан за символический доллар Сидни Харману, дряхлому аудиомагнату и неисправимому идеалисту.
У Хармана был план по спасению тонущего бренда, причем достаточно оригинальный. Он договорился о слиянии Newsweek с онлайн-изданием The Daily Beast, возглавляемого известной медиа-фигурой Тиной Браун. Увы, проект провалился. Вскоре после приобретения Newsweek Харман умер; его наследники интереса к тонущему изданию не проявили, и оно повисло бременем на владельце The Daily Beast, президенте медиа-компании IAC Барри Диллере. Отказ с начала текущего года от публикации печатной версии Newsweek и переход исключительно в цифровой формат не изменил, да и не мог изменить положения. В недавнем интервью Диллер признался, что решение о покупке журнала и слиянии его с The Daily Beast было ошибкой.
И вот издание продано. За неизвестную сумму его приобрел, по сути, цифровой стартап, появившийся на рынке в всего лишь середине прошлого десятилетия.
Сайт International Business Times был запущен в 2005 году двумя новичками – студентом-экономистом Этьеном Узаком и программистом Джонатаном Дэвисом. Сегодня IBM имеет десять национальных версий на семи языках и трафик на уровне 13 млн уникальных посетителей в месяц. В прошлом году сайт объявил о формировании редакционной команды во главе с бывшим главным редактором Bloomberg News.
IBT – сугубо цифровая компания и, как указывается в последнем пресс-релизе, намерена оставаться таковой впредь. Это означает, что печатная эра Newsweek, завершившаяся в прошлом году, закончилась безвозвратно. Интересны факт: в 2011 году, после очередного расширения, IBT Media переехало в новый офис в здании №7 на Хановер Сквер в Манхэттене, где ранее находилась редакция Newsweek.
Новый владелец сообщил, что в ближайшее время сайт Newsweek вернется на прежний домен newsweek.com (прежние владельцы сделали его всего лишь разделом сайта thedailybeast.com). The Daily Beast не является частью сделки, и IAC намерен и дальше развивать этот онлайн-ресурс.
***
Boston Globe. Издание почти со 150-летней историей, одна из двух главных ежедневных газет Бостона (наряду с Boston Herald) продана Джону Генри, инвестору-миллиардеру и владельцу бейсбольной команды Boston Red Sox. В отличие от сделки с Newsweek, в этом случае сумма известна: стоимость газеты составила 70 млн долл. Много это или мало? Судите сами: ровно 20 лет назад издательский дом New York Times приобрел газету у предыдущего владельца… за 1,1 млрд. долл. – и это в ценах 1993 года! Оказалось, что весь Boston Globe стоит дешевле, например, чем единственный игрок Red Sox, питчер Джон Лейки, пятилетний контракт с которым потянул на 82 млн долл.
За последние годы показатели Boston Globe стабильно падали. Ежегодно выручка сокращалась примерно на 7%. Только за два квартала текущего года доходы от печатной рекламы сократились более чем на 10%, а тираж печатной версии упал почти на 9%. Падают и доходы от интернет-рекламы, несмотря на то, что издание запустило отдельный сайт bostonglobe.com, который, как известно, стал первой крупномасштабной реализацией методики респонсив-дизайна. Судя по отчетности, последние годы газета не приносила прибыли – хотя и не была убыточной, в отличие от Newsweek.
Комментаторы указывают, что сделка несет несомненные выгоды для нового владельца. Во-первых, уплаченная им сумма практически совпадает со стоимостью принадлежащей газете недвижимости – зданием на Морисси Бульвар в Бостоне. Кроме того, по условиям покупки все пенсионные обязательства издания остаются на прежнем владельце, New York Times Company. Впрочем, вряд ли Джон Генри купил Boston Globe ради здания.
***
Так зачем же кто-то покупает издания, теряющие читателей и доходы – или уже их потерявшие?
В случае с IBT Media, это, несомненно, бизнес-решение. Новые владельцы, по-видимому, надеются на синергию с собственными ресурсами, полагая, что смогут извлечь выгоды из раскрученного бренда Newsweek. Возможно также, что им удастся сократить расходы за счет оптимизации функционирования издания в рамках существующей структуры IBT. Именно с такими намерениями, очевидно, компания Mark Allen Group недавно приобрела PrintWeek у издательского дома Haymarket. (Кстати, в случае с PrintWeek приходит на ум и другое объяснение. Очень может быть, что норма прибыли, недостаточная для крупного медиа-конгломерата, каковым является Haymarket, вполне приемлема для компании поменьше.) В любом случае, своими достижениями за короткий срок существования IDT показала, что ей вполне по силам реанимировать Newsweek.
В случае с Джоном Генри, вероятно, всё иначе. Магнат купил известный медиа-бренд за несущественную для него сумму. Даже если газета и начнет приносить убытки, это также не станет непосильным бременем для миллиардера. Возможно, он приобрел Boston Globe по тем же причинам, в силу которых ранее купил Red Sox – как дорогую игрушку, из PR-соображений, либо намереваясь стать «рыцарем на белом коне», спасающим бренд-символ с богатой историей от забвения? Так это или нет, мы увидим по тем переменам, что произойдут в газете в ближайшее время – или отсутствие таковых.