Пост

bezos-wp

Только я собрался порассуждать на тему, почему сегодня кто-то покупает газеты и журналы (не медиапродукты, а медиакомпании), как мир облетела внезапная весть: Джефф Безос, основатель и глава крупнейшей онлайн-ритейлинговой компании мира Amazon, купил газету Washington Post.

Почему эта новость так поразила издательский мир, особенно на фоне недавней продажи Newsweek и Boston Globe?

Масштаб приобретенного. Washington Post – газета национального значения со 135-летней историей, седьмая по популярности в США. Она, несомненно, часть американского наследия – прежде всего, в силу обессмертивших ее публикаций Вудварда и Бернстина, иниициировавших Уотергейт.

Контекст. На протяжении восьмидесяти лет газетой владела одна и та семья Грэмов. Четыре поколения этой семьи – от Юджина Майера, купившего WP на аукционе в 1943 году, до его праправнучки Кэтрин Грей-Веймут, нынешнего издателя газеты, -  никогда не воспринимались отдельно от Washington Post.

Сумма. Газета продана за 250 млн долл. – по мнению многих, немыслимо высокую цену, учитывая нынешнее состояние издания, только в первой половине текущего года потерпевшего убытки в размере без малого 50 млн долл. По мнению одного из аналитиков, такую сумму нельзя рассматривать иначе как «щедрый дар» со стороны основателя Amazon.

Личность покупателя. Наверное, это самый главный из перечисленных факторов. Джев Безос – человек, без сомнения, легендарный; многие – в их числе автор этих строк – считают его «Стивом Джобсом сегодня», IT-визионером первой величины. Уже сам масштаб личности Безоса заставляет задаться вопросом: что такой человек будет делать с принадлежащей ему газетой – и что он сможет из нее сделать?

***

Начнем с вопроса более простого. Почему Безос купил Washington Post?

  1. Потому что может себе это позволить. При личном состоянии в 25 млрд долл. даже завышенная стоимость газеты для него мелочь, несущественная сумма. В равной степени, для него не станут проблемой и будущие убытки издания – при уровне потерь в 100 млн долл. в год Безосу хватит денег на 250 лет владения Washington Post.
  2. Потому что его призвание – инновации. За свои неполные 50 лет Безос, по сути, изобрел онлайн-ритейл, каким он является сегодня; инициировал цифровую революцию в книгоиздательстве; сделал мейнстримом самиздат; показал миру, как надо организовывать и продавать облачные вычислительные мощности… Нельзя забывать о том, что Безос, помимо Amazon, создал частную аэрокосмическую компанию Blue Origin, имея целью сделать коммерческие полеты в космос доступными для широких масс. А ведь трудно представить себе область, более располагающую к инновациям – и в большей степени нуждающуюся в них – нежели масс-медиа.
  3. Он поразительно терпелив и никуда не спешит. По его собственному признанию, и Kindle, и Amazon Web Services (его облачная платформа) разрабатывались в течение семи лет. Инновации для него, в сущности ставки, и «если сделать достаточно много ставок, и сделать их достаточно рано, ни в одной из ставок на кону не будет вся компания, а если вы ставите на кон компанию целиком, значит, вы слишком спешите». Он также удивительно умеет добиваться того, во что верит, даже если это означает отказ от прибылей в краткосрочной перспективе, — а такое с Amazon происходило неоднократно. Как написал в Твиттере редактор Verge Бен Поппер, «Джефф Безос известен тем, что создает великолепные компании, которые почти – или совсем – не приносят прибыли; это наилучшая характеристика для владельца газеты».

 

***

Вопрос куда более сложный и гораздо более интересный – что Безос сделает с Washington Post?

Его решение о приобретении газеты удивило мир еще и потому, что Безос неоднократно высказывал убежденность в скорой смерти печати. Так, в конце прошлого года, в интервью Berliner Zeitung, он сказал следующее:

Я уверен в одном: через двадцать лет печатных газет не будет. Ну, разве что, как элементы роскоши, они останутся в каких-то отелях, в качестве экстравагантных услуг для постояльцев… Печатные газеты перестанут быть нормой в течение двадцати лет.

Интересен также скептический взгляд основателя Amazon на возможность зарабатывать деньги путем продажи новостного контента. «В интернете люди не платят за новости, и теперь этого уже не изменить», — сказал он в том же интервью. Впрочем, «люди готовы платить за возможность чтения газет на планшетах. Уже очень скоро в каждом доме будет по нескольку планшетов, это станет обычным явлением. И такая тенденция дает газетам некоторую надежду».

Итак, если верить сказанному Безосом всего полгода назад – а не верить этому нет оснований, ведь все действия Amazon полностью укладываются в изложенную парадигму, — текущие источники доходов газет вообще и Washington Post в частности несостоятельные в долгосрочной перспективе. (Напомню, всего месяц назад WP запустила измеряемый пейволл на своем сайте). Значит ли это, что Безос будет искать другие пути?

Как и большинство наблюдателей сегодня, я не знаю, как будет действовать Джефф Безос. Уверен лишь в следующем:

  1. Он обязательно иниицирует кардинальные изменения в парадигме и бизнес-модели газеты;
  2. Это будет медленный, поступательный и не связанный с краткосрочными экономическими интересами процесс;
  3. В конце этого процесса мы увидим нечто совершенно новое и, возможно, не менее революционное, чем Kindle или AWS.

***

Возбуждение экспертов, вовсю комментирующих сегодня покупку WP, вполне оправдано. Это куда более значимое и даже судьбоносное событие, чем передача Newsweek интернет-стартапу или приобретение Boston Globe владельцем Red Sox по цене принадлежащего газете здания. На рынке СМИ появился визионер, доказавший на практике способность создавать подрывные инновации – и готовый ждать результата столько, сколько понадобится. Возможно, именно такого человека и нехватало сегодня медиаиндустрии, чтобы, наконец, найти свое место в стремительно меняющемся мире.

 
 
 
Рейтинг
(2 голоса)
Последнее изменение: 7 августа 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Нет сомнений в том, что Стив Балмер фактически уволен. Также нет сомнений, что уволить его мог только один человек, и зовут его Билл Гейтс. Так ли это, и в чем причины увольнения руководителя Microsoft?

Знаменитый писатель умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Владельцем одной из крупнейших газет США стал человек, умеющий создавать подрывные инновации и готовый спокойно ждать, пока они дадут результат. Что это означает для медиа-индустрии?

Знаменитые и (некогда) успешные издания Newsweek и BostonGlobe сменили владельцев. Кто и почему покупает сегодня медиа-бренды?

Новый сценарий Кормака Маккарти непохож на обычные сценарии, но очень похож на другие книги знаменитого американского автора.

Презентация новых моделей Blackberry не остановила падения стоимости акций компании и не прибавила уверенности в будущем бренда Blackberry.

И тот и другой фильмы – про агентов ЦРУ, и тот и другой – триллеры, и тот и другой рассказывают о реальных событиях, еще недавно бывших тайной за семью печатями, оба удостоились высоких наград... Но насколько же «Цель…» глубже, объемнее и насыщеннее, чем «Арго»!

Три дня назад покончил с собой Аарон Шварц. Трудно одной фразой определить, кем он был. Вслед за англоязычной Википедией скажу, что он был интернет-активистом. Мы знаем, что ему не так давно исполнилось 26 лет и он, судя по всему, был компьютерным гением. Что он участвовал – в возрасте 14 лет – в разработке стандарта RSS первой версии (скажите спасибо ему все, […]

Новый фильм Тарантино не претендует на историчность. Но даже несмотря на это, явных исторических ляпов в нем многовато.

В российской версии фильма «Координаты «Скайфолл» обнаружились скрытые смыслы, неведомые даже его создателям. Так сказать, переводчики шутят.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.