Пост

bezos-wp

Только я собрался порассуждать на тему, почему сегодня кто-то покупает газеты и журналы (не медиапродукты, а медиакомпании), как мир облетела внезапная весть: Джефф Безос, основатель и глава крупнейшей онлайн-ритейлинговой компании мира Amazon, купил газету Washington Post.

Почему эта новость так поразила издательский мир, особенно на фоне недавней продажи Newsweek и Boston Globe?

Масштаб приобретенного. Washington Post – газета национального значения со 135-летней историей, седьмая по популярности в США. Она, несомненно, часть американского наследия – прежде всего, в силу обессмертивших ее публикаций Вудварда и Бернстина, иниициировавших Уотергейт.

Контекст. На протяжении восьмидесяти лет газетой владела одна и та семья Грэмов. Четыре поколения этой семьи – от Юджина Майера, купившего WP на аукционе в 1943 году, до его праправнучки Кэтрин Грей-Веймут, нынешнего издателя газеты, -  никогда не воспринимались отдельно от Washington Post.

Сумма. Газета продана за 250 млн долл. – по мнению многих, немыслимо высокую цену, учитывая нынешнее состояние издания, только в первой половине текущего года потерпевшего убытки в размере без малого 50 млн долл. По мнению одного из аналитиков, такую сумму нельзя рассматривать иначе как «щедрый дар» со стороны основателя Amazon.

Личность покупателя. Наверное, это самый главный из перечисленных факторов. Джев Безос – человек, без сомнения, легендарный; многие – в их числе автор этих строк – считают его «Стивом Джобсом сегодня», IT-визионером первой величины. Уже сам масштаб личности Безоса заставляет задаться вопросом: что такой человек будет делать с принадлежащей ему газетой – и что он сможет из нее сделать?

***

Начнем с вопроса более простого. Почему Безос купил Washington Post?

  1. Потому что может себе это позволить. При личном состоянии в 25 млрд долл. даже завышенная стоимость газеты для него мелочь, несущественная сумма. В равной степени, для него не станут проблемой и будущие убытки издания – при уровне потерь в 100 млн долл. в год Безосу хватит денег на 250 лет владения Washington Post.
  2. Потому что его призвание – инновации. За свои неполные 50 лет Безос, по сути, изобрел онлайн-ритейл, каким он является сегодня; инициировал цифровую революцию в книгоиздательстве; сделал мейнстримом самиздат; показал миру, как надо организовывать и продавать облачные вычислительные мощности… Нельзя забывать о том, что Безос, помимо Amazon, создал частную аэрокосмическую компанию Blue Origin, имея целью сделать коммерческие полеты в космос доступными для широких масс. А ведь трудно представить себе область, более располагающую к инновациям – и в большей степени нуждающуюся в них – нежели масс-медиа.
  3. Он поразительно терпелив и никуда не спешит. По его собственному признанию, и Kindle, и Amazon Web Services (его облачная платформа) разрабатывались в течение семи лет. Инновации для него, в сущности ставки, и «если сделать достаточно много ставок, и сделать их достаточно рано, ни в одной из ставок на кону не будет вся компания, а если вы ставите на кон компанию целиком, значит, вы слишком спешите». Он также удивительно умеет добиваться того, во что верит, даже если это означает отказ от прибылей в краткосрочной перспективе, — а такое с Amazon происходило неоднократно. Как написал в Твиттере редактор Verge Бен Поппер, «Джефф Безос известен тем, что создает великолепные компании, которые почти – или совсем – не приносят прибыли; это наилучшая характеристика для владельца газеты».

 

***

Вопрос куда более сложный и гораздо более интересный – что Безос сделает с Washington Post?

Его решение о приобретении газеты удивило мир еще и потому, что Безос неоднократно высказывал убежденность в скорой смерти печати. Так, в конце прошлого года, в интервью Berliner Zeitung, он сказал следующее:

Я уверен в одном: через двадцать лет печатных газет не будет. Ну, разве что, как элементы роскоши, они останутся в каких-то отелях, в качестве экстравагантных услуг для постояльцев… Печатные газеты перестанут быть нормой в течение двадцати лет.

Интересен также скептический взгляд основателя Amazon на возможность зарабатывать деньги путем продажи новостного контента. «В интернете люди не платят за новости, и теперь этого уже не изменить», — сказал он в том же интервью. Впрочем, «люди готовы платить за возможность чтения газет на планшетах. Уже очень скоро в каждом доме будет по нескольку планшетов, это станет обычным явлением. И такая тенденция дает газетам некоторую надежду».

Итак, если верить сказанному Безосом всего полгода назад – а не верить этому нет оснований, ведь все действия Amazon полностью укладываются в изложенную парадигму, — текущие источники доходов газет вообще и Washington Post в частности несостоятельные в долгосрочной перспективе. (Напомню, всего месяц назад WP запустила измеряемый пейволл на своем сайте). Значит ли это, что Безос будет искать другие пути?

Как и большинство наблюдателей сегодня, я не знаю, как будет действовать Джефф Безос. Уверен лишь в следующем:

  1. Он обязательно иниицирует кардинальные изменения в парадигме и бизнес-модели газеты;
  2. Это будет медленный, поступательный и не связанный с краткосрочными экономическими интересами процесс;
  3. В конце этого процесса мы увидим нечто совершенно новое и, возможно, не менее революционное, чем Kindle или AWS.

***

Возбуждение экспертов, вовсю комментирующих сегодня покупку WP, вполне оправдано. Это куда более значимое и даже судьбоносное событие, чем передача Newsweek интернет-стартапу или приобретение Boston Globe владельцем Red Sox по цене принадлежащего газете здания. На рынке СМИ появился визионер, доказавший на практике способность создавать подрывные инновации – и готовый ждать результата столько, сколько понадобится. Возможно, именно такого человека и нехватало сегодня медиаиндустрии, чтобы, наконец, найти свое место в стремительно меняющемся мире.

 
 
 
Рейтинг
(2 голоса)
Последнее изменение: 7 августа 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.