Мне вспоминается давно читанная статья в рекламном журнале. Говорилось там об известном агенстве, контролирующем ряд рекламных щитов по Москве. Сразу после кризиса 1998 года рекланый рынок обрушился, и все игроки в отчаянии снизили цены в несколько раз (впрочем, то же случилось и в нашей отрасли); эта ситуация сохранялась и в течение следующего года. Описываемое агентство, напротив, твердо решило ни в коем случае цены ни снижать и поначалу сидело вообще без заказов, но спустя некоторое время поток заказов восстановился.
Такая твердость характера, признаюсь, вызывала у меня восхищение. У Хэмингуэя есть такой рассказ, "A Way You'll Never Be", «Какими вы не будете».
Так вот, если ставить вопрос об этой набившей оскомине дилемме: должен ли исполнитель в спорных вопросах настаивать на своём, даже с риском почувствовать недовольство клиента, или лучше идти на уступки, сохраняя безоблачность отношений — я осторожно склоняюсь к первому варианту. Причём это совсем не означает, что напряжение обязательно возникнет, и тем более, что оно приведёт к необратимым последствиям — напротив того, твёрдость в отстаивании своей позиции может даже вызвать дополнительное уважение.
Поверьте моему опыту: серьёзный клиент точно также ведет себя со своими заказчиками, поэтому ваша уверенность в себе никоим образом его не отпугнёт. Надо только не бояться последствий.
Короче, читайте статью.