Статья

Интервью порталу Принт-Форум

Как вы оцениваете опасность сложившейся экономической ситуации для различных сегментов полиграфической отрасли? Кому будет труднее выжить — малым, средним или крупным предприятиям?

В среднесрочной перспективе существенное ухудшение общеэкономической ситуации (проще говоря, кризис), к сожалению, неизбежно. В этом сегодня сомнений уже не осталось. Как нет сомнений и в том, что это непосредственно затронет нашу отрасль, многократно ускоряя и усиливая негативные процессы, которые идут в ней уже некоторое время. Я подробно говорил об этом в своём прошлом интервью, в мае. Тогда со мной, согласно опросу на вашем форуме, согласилось чуть больше половины проголосовавших.

На практике кризис будет выражаться в следующем.

Прежде всего, резко вырастет стоимость заёмных средств, а их объём на рынке упадёт. Кредиты и лизинги существенно подорожают, а банки ужесточат требования к заёмщикам.

В таких условиях предприятиям придётся сокращать издержки. Они будут сокращать инвестиционные программы, закрывать существующие проекты и отказываться от новых. Неизбежны сокращения рабочих мест, прекращение роста зарплат или даже их снижение. Мы уже наблюдаем начало этих процессов. Пока они в большей степени характерны для финансовых и девелоперских компаний, но скоро, как, ни прискорбно, станут повсеместными.

Всё это наряду с растущей инфляцией и падением покупательной способности населения приведёт к снижению деловой активности на рынке и замедлению темпов роста экономики.

Что это может означать для полиграфии?

Как я говорил, отрасль и до начала кризиса находилась не в лучшей форме. Теперь же все проблемы обострятся.

Во-первых, произойдёт определённое снижение объема заказов. Законы рынка неумолимы — в тяжёлые времена реклама становится статьёй расходов, которая подпадает под сокращение одной из первых. Некоторые, правда, надеются, что в условиях кризиса рекламодатели будут всё чаще обращаться к носителям более дешёвым — и печатная реклама одна из первых в списке. К сожалению, опыт прошлых лет показывает, что клиенты, наоборот, скорее готовы сократить другие статьи рекламных расходов, чтобы перевести эти деньги, например, в стремительно дорожающую телевизионную рекламу.

Во-вторых, удорожание кредитных ресурсов и ужесточение условий кредитования нанесёт полиграфии очень тяжёлый удар. Большинство средних и крупных типографий сегодня перекредитованы. Любой поставщик подтвердит: всякое сколько-нибудь серьезное оборудование сегодня иначе как в лизинг не приобретается. Типографии, у которых подходит срок погашения кредитов, или которые думают о замене крупного оборудования (я уж не говорю о расширении производства), могут оказаться в трудном положении.

При этом следует понимать, что в отличие от многих других отраслей, полиграфия уже давно работает на минимуме рентабельности. Сокращаться практически некуда: зарплаты в отрасли крайне низкие, инвестиционных проектов не наблюдается. Вряд ли стоит предлагать типографиям отказаться от оплаты ежегодного отдыха сотрудников или пересадить менеджеров с «мерседесов» на «фольксвагены"…

Значит ли это, что кризис не несёт отрасли ничего, кроме плохого?

Прежде всего, кризис — это, конечно, всегда плохо. Для многих он станет серьезным ударом по благополучию, лишит ощущения стабильности и защищённости, потребует напряжения сил и отказа от сложившихся стереотипов.

С другой стороны, кризисы всегда выполняют очистительную функцию. Как сказал Виктор Шендерович, кризис похож на понос: сам процесс крайне неприятен, а вот результат может оказаться весьма полезным для организма.

Вот и в нашей отрасли кризис способен ускорить достижение баланса между спросом и предложением, без которого благополучное развитие полиграфии невозможно. Проще говоря, есть надежда, что в тяжёлых условиях схлопывание рынка предложения пойдёт интенсивнее, чем сокращение рынка спроса, и типографии начнут закрываться быстрее, чем клиенты будут уменьшать рекламные бюджеты.

В первую очередь это касается предприятий, которые я называю «инвестиционными»: типографии, созданные на деньги крупных холдингов или богатых предпринимателей как способ диверсификации бизнеса или для решения своих, не ясных остальным, задач. Как правило, такие компании изначально не могут быть прибыльными, и в обычных условиях это мало кого беспокоит. В то же время, работая вне рыночных условий, они оказывают серьёзное давление на рынок. Теперь, когда деньги становятся дороже, хозяева будут избавляться от безнадежного балласта. И это очень хорошо.

Вторым позитивным фактором является неизбежный прокол «зарплатного пузыря». Кадровый вопрос уже давно стал одним из самых острых для отрасли. Типографии не могут конкурировать по уровню зарплат с другими отраслями, и это приводит к сильному оттоку кадров в другие сектора. Я говорил об этом в прошлом интервью. Изменения на кадровом рынке в связи с массовыми сокращениями и прекращения «гонки зарплат« тоже могут оказаться для нас крайне благоприятными.

Я очень надеюсь на то, что уйдут в небытие маргиналы от полиграфии, и на рынке останутся наиболее приспособленные, умелые и профессиональные. Тогда всем станет лучше — и заказчикам, и подрядчикам.

Как вы оцениваете изменение ситуации на полиграфическом рынке с началом осеннего сезона? Докатилась ли уже до типографий волна экономического спада?

Я считаю, что спад в полиграфии начался гораздо раньше общефинансового кризиса — примерно с конца прошлого года. Уже весной этого года отрасль почувствовала снижение бюджетов на печатную рекламу и рекламу в СМИ. Это привело к закрытию нескольких крупных издательских проектов, снижению тиражей изданий. Кстати, такой была общемировая тенденция.

В конце лета на рынке произошёл всплеск заказов, и типографии почувствовали себя более уверенно. Причинами этого подъёма, по всей видимости, является отложенный спрос, перетекший с весны, на фоне достаточно явного уже сокращения количества типографий.

Полагаю, как это ни прискорбно, что сентябрьский кризис фондового рынка положит конец всплеску объёма заказов, и вторая половина осени не даст того изобилия заказов, на который многие надеялись. Существенным считаю так же и то, что цены на бумагу всё время растут, какая бы то ни было стабильность и прогнозируемость этих процессов утрачена. Нет уже никакой предсказуемости и в том, что касается ценовой политики типографий. Всё это также оказывает отрицательное воздействие на спрос.

Что ожидает посреднические агентства?

Выживание агентств «широкого профиля» напрямую зависит от добавленной ценности, которую они предоставляют заказчику. Примитивные посредники будут вымываться с рынка всё быстрее. Кризис угрожает и «люкс-агентствам« — тем, кто специализируется на оказании эксклюзивных и очень дорогих услуг. Эпоха календарей для богатых девелоперов по цене сто евро за экземпляр, по-видимому, уходит в прошлое.

Что же касается «клиентских» агентств (тех, кто работает на одного или нескольких крупных заказчиков, максимально сливаясь с ними на всех возможных уровнях), тут всё будет зависеть от финансового благополучия этих клиентов.

Я очень надеюсь на подъём в двух секторах рекламного бизнеса — BTL и DM. Только они и способны вытянуть полиграфическую отрасль из того болота, в котором она пребывает. BTL последнее время растёт очень высокими темпами, что же касается DM, тут очень много внешних сдержек. Прежде всего, это логистика. Как говорят специалисты, на федеральном уровне ни одну директ-кампанию сегодня организовать практически невозможно. В результате «директ-мейл» в России практически отсутствует как таковой. Есть надежда, что кризис благотворно повлияет и на эту ситуацию, и тут многое зависит и от агентств, которые будут продвигать эти виды рекламы.

Дает ли кризис шанс отрасли для оздоровления ценовой ситуации?

Трудно сказать. Есть опасения, что в краткосрочной перспективе он, наоборот, приведёт к новому витку ценовых войн или, по крайней мере, к замедлению темпов роста цен. Мы наблюдаем это всё время — любая, даже незначительная отрицательная флуктуация спроса на рынке сразу же приводит к стабилизации цен, порой абсурдной, если принять во внимание стабильный рост издержек.

В такой ситуации мы давно приняли решение — не участвовать в «гонке скидок». Мы основываем свою деятельность на максимизации «добавленной ценности« для заказчика. К счастью, для большинства серьёзных заказчиков сегодня существует факторы более важные и привлекательные, чем низкая цена.

Ваши планы по спасению/развитию бизнеса?

Я бы не сказал, что наш бизнес нуждается в спасении. Я рассматриваю текущую ситуацию как содержащую в себе новые возможности и перспективы, точно так же, как это было десять лет назад, в год дефолта. Мы не собираемся сокращаться, напротив, планируем в ближайшее время провести некоторую модернизацию производства.

В последнее время наша стратегия заключается в максимальной интеграции с другими участками рекламной цепи — как к с теми, кто находится в её начале (генерирует идеи), так и в конечными исполнителями акций. Это позволяет предлагать заказчику не просто печатную продукцию, а готовый рекламный продукт. Разумеется, это требует от нас «тонкой настройки» не только на клиента, но и на контрагентов, понимания их нужд и задач.

В ближайшее время начнет действовать комплексная программа по продвижению на рынок новых или дополнительных полиграфических услуг и продуктов, которую мы разрабатываем совместно с известными специалистами в области рекламы. Сейчас эта программа находится в стадии «тонкой настройки», возможно, мы поговорим о ней в следующий раз.

Еще одним важным нашим проектом является наш журнал PrintDigest. Это полноценный журнал для заказчиков печатной продукции, который мы выпускаем с весны этого года. Это некоммерческий проект, его задача — формирование полноценного сообщества полиграфических заказчиков. К сожалению, на сегодняшний день журналов этого направления практически нет, те же, что существуют, представляют собой не более чем наборы заказных статей, читать которые интересно разве что их авторам. Мы решили заполнить этот пробел — и увидели явный интерес к объективной информации, касающейся взаимодействия с подрядчиком, общетехнологических вопросов, нюансов подготовки макетов и передачи их в типографию… Мы намерены и дальше развивать наш проект и приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных в этом полиграфистов. Познакомиться с журналом можно на специальном сайте www.printdigest.ru.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 15 октября 2008 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.