Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.
На прошлой неделе издательский мир всколыхнули две новости. Первая: 26-летняя писательница Аманда Хокинг, никогда не издававшаяся в печатном виде, заключила небывалый контракт — крупное издательство заплатило ей за серию из четырёх книг два миллиона долларов. Вторая: Барри Эйслер, известный романист, создатель шести бестселлеров, отказался от значительного аванса (кстати, предложенного тем же издательством) и решил стать независимым автором.
Две эти истории, на первый взгляд диаметрально противоположные, тем не менее, имеют общий знаменатель. Речь идёт о самиздате — явлении, распространяющемся всё шире и постепенно меняющем книгоиздательскую индустрию. В первом случае, начинающий автор, в течение пяти лет безуспешно предлагавшая свои «паранормально-любовные» романы различным издательствам, решила издаваться самостоятельно — и всего за год продала более миллиона экземпляров собственных книг, заработав без малого два миллиона. Во втором — опытный, зрелый писатель, устав от неправильного (по его мнению) подхода издателей к продвижению своих произведений и аккуратно подсчитав возможности дохода, принял решение издать следующую книгу самостоятельно.
***
Самиздат (как выпуск произведения за счёт средств автора) имеет многовековую историю. Первым известным самиздатовцем стал Джон Мильтон, в 1644 году опубликовавшим на свои деньги трактат Areopagitica. Но в прежние времена автор, самостоятельно издающий написанную им книгу, не рассчитывал — и не мог рассчитывать — на доход. Печать — слишком затратный процесс, чтобы позволить писателю хотя бы окупить затраты.
Всё изменилось, когда у печатных книг появилась альтернатива — книги электронные. Расходы на их производство минимальны, а то и вовсе отсутствуют — если вы написали книгу, перевести её в электронный формат можно на домашнем компьютере за несколько минут. Но основной, тектонический сдвиг в книгоиздательской отрасли произошёл, когда крупнейший интернет-ритейлер Amazon, воодушевлённый небывалым успехом своего е-ридера Kindle, предоставил авторам возможность продавать произведения через свой онлайн-магазин. Этот канал дистрибуции открыл перед самиздателями новые горизонты, о которых ранее нельзя было и мечтать.
Процедура публикации е-книги на Amazon предельно проста, благодаря системе Kindle Direct Publishing (KDP). Файл книги загружается на сервер Amazon в одном из многочисленных форматом, понимаемых системой. Предварительное форматирование рекомендуется, но не обязательно и, в любом случае, несложно. После этого необходимо установить так называемую «каталожную цену» (list price) — и всё, книга опубликована и появляется в интернет-магазине Kindle.
Ценовая политика Amazon также весьма благоприятна для авторов. При установленной каталожной цене в диапазоне от 2.99 до 9.99 долларов самиздатель получает 70% от продажной стоимости. Он имеет возможность выйти за этот диапазон (уменьшить цену до 0.99 или повысить до 200 долларов), но тогда его доля снижается до 35%.
Известный писатель и апологет самиздательства Джо Конрат (вдохновивший многих авторов последовать своему примеру) [[a=292]]приводит простые цифры[[/a]], наглядно демонстрирующие, насколько самиздат выгоднее для автора, чем сотрудничество с издательской компанией. Издатель платит писателю роялти от 8 до 15%, в зависимости от типа книги. Таким образом, продавая своё произведение на Amazon всего за 2.99 доллара, автор сможет заработать больше, чем получит от издателя, реализующего книгу за 9.99 долларов (обычная цена книги в мягкой обложке).[[nextpage]]
***
Выглядит заманчиво, но так ли это на самом деле?
Разумеется, нет. Добраться до читателя, выделиться на фоне десятков тысяч таких же книг в каталоге Amazon (по оценкам, три четверти всех издаваем
ых сегодня книг принадлежат самиздателям) очень непросто.
Интернет изобилует руководствами и советами, как самостоятельно опубликовать и продать книгу. В основе успеха — два фактора: грамотный маркетинг и активное продвижение.
Созданию книги должен предшествовать тщательный и всесторонний анализ рынка. Автор должен выбрать такую тему и формат, которые сегодня пользуются наибольшим спросом. О вдохновении нужно забыть — ему на смену приходит коммерческий расчёт.
Продажи книги начинаются задолго до появления на сайте Amazon. Её нужно продвигать всеми способами, имеющимися в распоряжении автора. Необходимо создать постоянно обновляющийся сайт книги, писать о ней в социальных сетях и блогах, публиковать фрагменты будущего произведения, общаться с потенциальными читателями... Это тяжёлый труд, требующий полной самоотдачи и больших затрат времени. А ведь большинство самиздателей пока ещё не заработали достаточно денег, чтобы полностью посвятить себя писательскому труду. Вот и получается, что автор, решивший добиться успеха на этой ниве, должен забыть о свободном времени и отдыхе.
В своём блоге Аманда Хокинг объясняет, почему она приняла решение перейти от самиздата к сотрудничеству с издательской компанией. «Я хочу быть писателем, — пишет она. — Я не хочу тратить сорок часов в неделю, отвечая на письма, форматируя обложки, нанимая редакторов и т.д. В настоящее время — я полномасштабная издательская компания в одном лице».
***
Не все в издательском мире приветствуют распространение самиздательской модели. И речь не только о традиционных издателях, видящих в ней существенную (и неминуемую) угрозу своему бизнесу. Многие опасаются, что по мере роста популярности самиздата на смену талантливым авторам придут талантливые продавцы, и собственно литературная ценность произведений отойдёт на второй план.
Как пишет Лора Миллер в своей колонке в журнале Salon: «Даже если появится автор, способный создать „Убить пересмешника“ нового поколения, — не умея эффективно продавать своё произведение, он не сможет донести его до миллионов читателей, которые были бы счастливы прочесть его книгу».
Фото в начале статьи: Ahmadabad Letter Writers by Allan Rickmann.