Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там… И самое интересное — при этом даже непонятно, что ему, собственно, нужно и чего он хочет. Для перепечатки оснований вроде бы нету совсем, а так…
В чём тут дело? А вот в чём. Клиенту не нравится тираж. Просто не нравится. Причём он даже сам себе не отдаёт отчёта, что именно не нравится. Только он надеялся на что-то другое и мысленно совсем не то представлял, а получилось — иначе. И вот он не понимает, почему и отчего он недоволен, и ищет какие-то мелкие недочеты, чтобы объяснить себе эти ощущения и вновь прийти в согласие с самим собой.
И вот тут многое от менеджера зависит. Потому что типография как бы не виновата ни в чём, и тут самое простое — занять жесткую позицию: мы ни в чем не виноваты, вы придираетесь. А так ведь можно и клиента запросто потерять. Опасное это дело — потеря клиентом согласия с собой, чревато.