Получил я тут письмо от Олеси из Таганрога. Её интересует следующее:
Скажите, пожалуйста, является ли макет, выполненный дизайнерами фирмы по заказу клиента, собственностью фирмы? Имеет ли право клиент получить свой макет на руки в рабочем варианте, не в просмотровом? Или предоставление макета должно оплачиваться дополнительно? За что платит заказчик при изготовлении макета: за выполнение работы или за изготовленный товар? Каким документом можно руководствоваться в таких случаях?
Хороший вопрос. Отвечаю с удовольствием.
Мне, естественно, льстит то, что к моим рассуждениям относятся как к нормативным документам. В сущности, для этого я и пишу — чтобы в отрасли начали появляться хоть какие-то отраслевые стандарты, чтобы на смену «дикому рынку» пришли цивилизованные отношения между Заказчиком и Исполнителем. А для этого должен быть фундамент, на котором они зиждятся: нормативная база, в т.ч. и подразумеваемая. Да, вот так, без этого нельзя.
Но на данный момент мы не имеем ясно сформулированных отраслевых стандартов в отношении указанных вопросов. Так что придется рассуждать, исходя из здравого смысла и собственного опыта.
В данном случае всё зависит от начальных договоренностей с учетом общего характера работы. Я считаю, что очень важна здесь направленность: клиент заказывает макет или продукцию, неотъемлемой частью производства каковой этот макет является.
В первом случае клиент безусловно имеет право на получение окончательного варианта макета в электронном виде, а если это было оговорено ранее — то и всех промежуточных либо отвергнутых вариантов.
Во втором случае — возможны варианты, особенно в случае, если стоимость макета не была выделена отдельной строкой в счете. Как правило, западные стандарты предусматривают по умолчанию право собственности исполнителя на всевспомогательные материалы и результаты промежуточных этапов при исполнении заказа, к каковым, в принципе, здесь можно отнести и макет.
Вопрос в другом: зачем этот вопрос вообще поднимать? В чем тут принцип? Зачем типографии этот макет, что она с ним сможет сделать? К чему ненужные разбирательства? Я в таких случаях руководствуюсь принципом Оккама и не умножаю сущностей без необходимости.
P.S. На самом деле этот вопрос затрагивает целый пласт проблем, не последняя из которых — это приоритеты клиента. Как он формулирует задачу: создать макет, на основе которого позже, наверное, будет печататься продукция или напечатать продукцию, сделав предварительно макет? Я считаю различие в подходах принципиальным. Наша типография, например, так определяет понятие «креатив».
Если ваша типография берется за креатив — определяйтесь заранее с подходами к вопросам собственности на материалы, ответственности исполнителя, последовательности действий и т.д. Если же вы считаете себя производственной фирмой, а не дизайн-бюро — нужно четко и недвусмысленно объяснить клиенту рамки работы, за которую вы берете деньги. Иначе проблем не оберешься.