Статья

andrew-sullivan

Статья была опубликована на сайте Slon.ru

В первые дни нового года известнейший политический блоггер Энди Салливан объявил, что покидает сайт The Daily Beast (на котором вел авторскую колонку) и открывает собственный независимый блог The Dish. Неожиданностью стала выбранная бизнес-модель: Салливан решил полностью отказаться от рекламы и финансировать сайт исключительно через платную подписку. Заинтересованным читателям предлагалось внести не меньше 19.99 долларов за годовой доступ к сайту (можно больше). Создатель сайта пообещал открыть его в начале февраля, если собранная сумма достигнет 900 тыс. долларов — стоимость годового существования сайта.

Скептики не успели подвергнуть сомнению перспективы начинания. Уже за первые сутки было собрано 333 тысячи долларов. Деньги внесли 11 тысяч человек; самое удивительное, что  средний платеж оказался на 8 долларов выше установленного минимума.

Какие выводы можно сделать из такого результата? Что это частный случай, единичный успех конкретного блоггера с особо лояльной аудиторией? Или это еще одно свидетельство жизнеспособности новой бизнес-модели цифровых медиа, при которой упор будет делаться не на рекламные поступления, а доходы от подписки?

***

Как известно, первые газеты – а это один из древнейших информационных форматов, существующий с древних веков – финансировались именно на средства, собранные у подписчиков. Именно поэтому газеты – за исключением правительственных бюллетеней — стоили дорого и были доступны немногим.

К середине XIX века издатели изобрели новую модель, при которой конечная стоимость газеты субсидировалась за счет рекламы. Первым представителем новой категории – она получила название “penny press” – стала американская Boston Transcript, чуть позже ее примеру последовала французская La Presse, издаваемая знаменитым журналистом Эмилем де Жирарденом, и немецкая Die Presse. Сегодня «penny press» переводится как «бульварная пресса» — именно потому, что в рамках новой концепции газеты не только распространялись по подписке, но и продавались по символической цене на улицах городов. Прежняя бизнес-модель не могла конкурировать с новой, и вскоре реклама стала основным источником дохода для периодической прессы.

Теперь газеты могли претендовать на массовый охват. Появилась желтая пресса, основным продуктом которой были скандалы и «жареные» факты. Приоритетом для издателей стал размер читательской аудитории – ведь ее рост означал увеличение рекламных доходов – пусть даже в ущерб качеству журналистики.

Распространение интернета дало новый толчок обсуждению дилеммы, что важнее – реклама или подписка. Изобилие открытой информации в Сети, кажется, исключало в принципе возможность продавать контент. В самом деле, кто станет платить за доступ к новостям, если ровно те же новости можно получить в миллионе других мест совершенно бесплатно? Издатели бросились придумывать способы рекламной монетизации новостного контента… но тут их ждало разочарование. Практика показала, что доходы от онлайн-рекламы не способны обеспечить существование привычной, «тяжелой» машины для создания новостей, какой является любая газета. Виртуально бесконечное предложение рекламных площадок (ведь, в отличие от печатных страниц, число страниц сайтов ничем не ограничено) вело к непрерывному падению стоимости онлайн-рекламы, и конкурентную борьбу с издателями начали выигрывать так называемые «аггрегаторы» -не имеющие редакций и не несущие затрат сайты-паразиты, которые собирали и перерабатывали чужую информацию. Доходы печатных изданий неуклонно падали – люди все активнее переключались на онлайн-новости – а веб никак не компенсировал выпадающие доходы издателей. Все громче зазвучали разговоры о надвигающемся «конце журнализма»…

И в этот момент целый ряд газет первого эшелона – New York Times, Wall Street Journal и другие – осуществили дерзкую попытку вернуться к оригинальной бизнес-модели первых газет. Они вознамерились заставить читателей – или уговорить их, как кому больше нравится – платить за доступ к онлайн-информации. Для того, чтобы сделать это, они воздвигли на своих сайтах «платежные стены», пейволлы.

***

Собственно идея пейволла не нова. Первое поколение газетных пейволлов не дало желаемого результата: встав перед необходимостью платить за контент того или иного издания, читатель – как это и прогнозировалось – уходил туда, где аналогичную информацию можно было получить бесплатно. Газеты одна за другой отказывались от этой стратегии.

Пейволлы второго поколения были построены по другому принципу. Был изобретен так называемый «измеряемый» (metered) пейволл. Читатель имел доступ к ограниченному количеству материалов сайта в месяц, после чего ему предлагалось оплатить подписку. Пользователи, приходящие на сайт по ссылкам с поисковых систем и из социальных сетей, также имели неограниченный доступ к контенту.

Вначале такие «дырявые» пейволлы подверглись всеобщему онлайн-осмеянию. Всевозможные комментаторы наперебой предлагали способы – зачастую вполне тривиальные — преодоления  пейволлов; разрабатывались даже плагины для браузеров, помогающие «форсировать стену»… А между тем, такая «дырявость» отнюдь не была недоработкой: напротив, она позволяла убить двух зайцев сразу – получить средства от наиболее лояльной части аудитории и одновременно не растерять эпизодических читателей, сохранив посещаемость сайта.

Эффективность новой модели доказали результаты, достигнутые New York Times. В первые три месяца после запуска пейволла на своем сайте газета продала 224 тысячи цифровых подписок. В истекшем году доходы от реализации цифровой версии превысили 11% от общей подписной выручки издания.

Во многом успех New York Times определяется еще одним фактором. Приобретая подписку на цифровое издание, читатели получают доступ не только к основной и мобильной версиям сайта, но и ко всем существующим на сегодняшний день мобильным приложениям газеты. Возможность читать любимую газету на всех устройствах и в любом месте – достаточное преимущество, чтобы за него заплатить.

***

Эксперимент Эндрю Салливана открывает новую страницу в истории платного доступа к онлайн-контенту. Наверное, впервые читателям предлагается платить не брендированный контент, не за богатство материалов, сосредоточенных «в одном месте» и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение и позицию конкретного человека. Важным является и тот факт, что Салливан полностью отказался от рекламы. Призывая читателей стать «членами-основателями» своего будущего сайта, он написал: «Если вы не платите за продукт, вы сами становитесь продуктом. Наши читатели заслуживают лучшего».

Идея Салливана, несомненно, будет подхвачена многими другими сайтами. Стартап Tinypass, обеспечивающий инструментарий для интеграции пейволла в инфо-сайт (кстати, Салливан также избрал модель измеряемого пейволла), сообщил прошлой осенью, что уже работает более чем с 250 издателями во всем мире.

Достигнут ли эти издатели успеха, подобно Энди Салливану, покажет время. Однако уже ясно, что слухи о «смерти журнализма» оказались, мягко говоря, несколько преувеличенными…

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 15 января 2013 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.