Статья

Недавно я подсчитал: за время работы в полиграфии мне более тысячи раз пришлось принимать участие в собеседованиях с соискателями на должность менеджера по продажам. И всякий раз я выступал в роли представителя работодателя.

А что, если бы я оказался с другой стороны стола? Как бы я выбирал типографию, наиболее подходящую мне как место будущей работы? Известно ведь, что на таком собеседовании выбирают обе стороны — не только работодатель, но и работник.

Если бы мне пришлось выступить в роли кандидата, я бы руководствовался тремя главными критериями. Причём размера зарплаты среди этих критериев не было бы.

Критерий № 1. Конкурентный продукт

Прежде чем начинать заниматься продажами, я бы постарался понять, что именно мне предстоит продавать. Можно ли продать это на рынке? Насколько это будет легко?

В данном случае продукт — это полиграфические услуги, которые она оказывает. Соответственно, первый важный вопрос, который я хотел бы решить — это конкурентоспособна ли типография, в которую я пришёл на собеседование.

Конкурентоспособность продукта не означает, что он должен быть самым качественным или самым дешёвым. Вовсе нет. Но типография должна знать свою специализацию, тип клиента, на которого она нацелена, свои сильные стороны и преимущества в том секторе, где она работает. Словом, то, что в теории продаж называется «зона удара». Если бы я увидел, что типография отлично это понимает и, что важно, умеет донести до заказчика — я решил бы, что она соответствует моему критерию № 1.

Критерий № 2. Свободная доля продукта

Но одного факта, что продукт конкурентоспособен, мало. Нужно ещё, чтобы он был в наличии.

Предположим, я пришёл наниматься в типографию, где дела идут так здорово, что всё оборудование загружено на неделю вперед, и по-другому там не бывает. Хорошо ли это для меня как для потенциального менеджера по продажам?

Как ни странно, нет. Сразу возникает два вопроса. Первый: если они так перегружены заказами, зачем им вообще менеджер по продажам? И второй: если меня возьмут на работу, что я буду здесь продавать, ведь все машины и так загружены «под завязку»?

Именно поэтому я обязательно выясню, способна ли типография выполнить заказы, которые я буду находить, и в том объёме, которого от меня ждут, и попрошу обосновать то, что услышу. Например, если типография недавно ввела в эксплуатацию новое оборудование или занялась новым видом продукции — вот тогда тогда другое дело.

Критерий № 3. Возможность заработать

«Как же так? — спросите меня вы. — Обещали же, что среди ваших критериев не будет размера зарплаты!»

Обещал, и не отказываюсь от своего обещания. Дело в том, что зарплата и заработок для менеджера — вещи совершенно разные.

Доход менеджера по продажам всегда и без исключения формируется как доля от его продаж. При этом неважно, какую часть дохода составляет постоянная часть (заработная плата), а какую переменная (комиссионные проценты) — это не более чем вопрос кадровой политики типографии и её предпочтений. Поэтому хороший менеджер никогда не спрашивает, какова зарплата. Он задаёт вопрос, сколько можно заработать на этом месте.

Поэтому я бы поинтересовался, какая часть менеджеров выполняют заявленный план продаж, и сколько они при этом получают. Спросил бы также, как быстро новые работники добираются до плановых показателей, и сколько зарабатывают, пока не доберутся.

Меня бы устроила умеренная зарплата (надо же на что-то жить первое время) и хорошо продуманная схема комиссионного вознаграждения, которая позволит мне хорошо зарабатывать при достижении высоких, но реалистичных результатов. Сразу скажу: вариант высокой зарплаты и малозначительных процентов («бонусов») я бы сразу отверг. Такое предложение означало бы, что типография по-настоящему не заинтересована в активных продажах, и здесь мне делать нечего.

__PAGEBREAK__

Критерий № 4 (дополнительный). Отлаженная система продаж и возможность учиться

Дойдя до этого места, я понял, что излагал методику выбора с позиции опытного менеджера. А как бы я оценивал потенциальное место работы, если бы был новичком?

Прежде всего, следует понимать: новичку выбирать особо не приходится, поскольку его ценность для работодателя не слишком велика. Поэтому я был бы готов пожертвовать критерием № 3 ради еще одного: существует ли в типографии методика, которая позволит мне овладеть технологией продаж и наилучшим образом реализовать мой потенциал?

Не секрет, что многие типографии сегодня исповедует подход «брось щенка в воду». Новичка сажают за стол, дают ему в руки телефонную трубку — а дальше как пойдёт: дескать, «сильный выплывет, а слабого не жалко».

На самом деле такая методика непродуктивна. Мне как начинающему менеджеру было бы важно не «выплыть», а научиться «правильно плавать», а сделать это самостоятельно, к сожалению, невозможно. Продажи — это технология, и им нужно учиться, а не заниматься ими по наитию.

Поэтому, если бы я увидел, что в типографии существует отлаженная схема подготовки новичков и их «погружения» в процесс, — я бы обязательно пошёл туда работать. Даже если там платят меньше, чем где-то ещё.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 5 февраля 2008 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.