Статья

Некоторое время назад довелось мне беседовать с принт-менеджером, недавно уволившимся из небольшого рекламного агентства. Он рассказал мне, что ушел, потому что устал от неуступчивости директора агентства в отношениях с подрядчиками-типографиями.

Так, в одном случае, типография допустила небольшую ошибку, которую тут же, в самые короткие сроки, исправила с извинениями. И, тем не менее, директор потребовал от принт-менеджера добиться существенного снижения суммы заказа.

Другой пример: типография сорвала срок выполнения срочного заказа всего на день. Причем принт-менеджер знал, что никаких проблем с заказчиком у агентства не возникнет. Директор же, несмотря на это, пришёл в ярость и отказался выплачивать типографии около половины стоимости продукции.

Мой собеседник считал такой подход не только неоправданно жестким, но и непродуктивным. В итоге, говорил он, я рассорился с несколькими вполне приличными типографиями, партнерские отношения с которыми налаживались несколько лет.

Бывший его начальник, директор агентства, тоже наверняка нашел бы резоны в обоснование своей позиции. Я думаю, он сказал бы примерно следующее: типография должна в полном объеме отвечать за свои ошибки и промахи, клиент имеет право требовать возмещения ущерба, в том числе и морального, и вообще, клиент всегда прав, особенно, когда он «VIP-клиент».

Рассказывая эту историю, принт-менеджер, очевидно, рассматривал меня как безусловного своего сторонника в этом противостоянии позиций. Еще бы: я ведь директор типографии, и, без сомнения, отлично знаком с подобными «VIP-клиентами».

Не берясь судить, кто был прав в описанных принт-менеджером ситуациях (в подобных случаях у каждой стороны своя правда, очень многое зависит от контекста, и истина, как обычно, находится где-то посередине) я согласен с ним в одном. В долгосрочной перспективе конфликт не выгоден ни одной стороне, поэтому перед тем, как его инициировать, нужно тщательно взвесить все «за» и «против». И самый большая удача в конфликте — это избежать его начала.

Основной принцип восточных единоборств: «Выигранная схватка — не та, в которой победил, а та, которой удалось избежать». Ниже я сформулировал несколько простых правил, которые в состоянии помочь типографии не доводить дело до конфликта.

1. Понять запросы клиента. Очень часто «проблемность» клиента видна с первого взгляда. Чаще всего это означает просто, что стандарты типографии не соответствуют представлениям заказчика о том, какой должна быть печатная продукция (или сама типография). В таком случае, возможно, самым правильным решением будет отказаться от сотрудничества: всё равно рано или поздно (чаще — раньше) конфликт неизбежно произойдёт.

2. С самого начала конкретно обозначить свой подход к разрешению конфликтных ситуаций. Причем проинформировать заказчика не только о том, что будет, если та или иная ситуация случится, но и о том, по каким критериям ее оценивать. Лучше всего сделать это письменно. Можно прописать всё это в договоре или сослаться на другие официальные документы. Причем нужно объяснить заказчику, что договор — это не «филькина грамота», а основной определяющий документ, и именно буквой договора типография будет руководствоваться в случае возникновения спорных моментов.

3. Не допускать изготовления неудовлетворительной продукции даже тогда, когда в этом виновата не типография, а клиент. Допустим, причины брака кроются в неправильном техническом задании или неверно выполненном клиентом оригинал-макете, и типография сможет это доказать. Ну и что? Цель ведь — избежать конфликта, а не выйти из него победителем. В хорошей типографии и сам менеджер по работе с клиентами, и вся цепочка принятия заказа нацелена на то, чтобы исключить возможные проблемы. Или, по крайней мере, предупредить клиента о возможности их появления.

4. Если всё же конфликт возник, необходимо основательно подумать, какие цели в этой ситуации преследует типография. Цель «любой ценой настоять на своём», которую, к сожалению, часто ставят перед собой типографии (равно как и другие продавцы товаров и услуг), почти всегда непродуктивна. Ведь важно не только минимизировать убытки, но и, по возможности, сохранить отношения. Порой проще (и в итоге дешевле) перепечатать небольшой заказ, даже если вина типографии спорна, чем долго и нудно дискутировать с заказчиком и в конце концов совсем с ним разругаться.

5. Понять, какие цели в конфликте ставит перед собой клиент, каковы истинные причины его недовольства. Понимание позиции клиента, реальных мотивов его поведения почти всегда помогает перевести конфликт в русло конструктивного диалога.

Приведу пример. Заказчик категорически отказывается принимать отпечатанную продукцию. Причина — мелкий недочет, который, наверное, не может являться основой для требования перепечатать заказ, но, с другой стороны, он есть, значит, необоснованной претензию назвать сложно. На первый взгляд, альтернатива неутешительна — либо перепечатка, либо конфликт с разрывом отношений. Но анализ поведения клиента показывает, что истинная причина его претензии — не указанный мелкий недочет, а общее недовольство полученной продукцией, то ли в силу плохо выполненного (самим заказчиком) макета, то ли из-за ошибки при подборе бумаги. Констатируя, что ему ясны мотивы поведения клиента, менеджер переводит дискуссию в направлении поиска выхода из этой ситуации. Да, типография кое в чём виновата, но и простой перепечаткой проблемы не решить, необходимо менять макет или параметры заказа. Сделав скидку (возможно, достаточно существенную) на повторную печать, типография исчерпывает конфликт и при этом не теряет клиента.

Возвращаясь к рассказу принт-менеджера о своем неуступчивом директоре, хочу сказать следующее. Изъян в позиции директора, на мой взгляд, заключается вовсе не в чрезмерной требовательности или неоправданной жесткости. Его ошибка в том, что, предъявляя столь суровые требования к типографии, он не потрудился объявить о них перед размещением заказа.

Может быть, директор вообще об этом не думал. Или, возможно, он был так уверен в собственной правоте, что не счел нужным обсуждать свой подход к степени ответственности типографии. А может быть, не стал делать этого потому, что прекрасно знал: ни одна типография с подобными требованиями не согласится.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 2 января 2006 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.