Статья

Никто не станет спорить: цены на полиграфические услуги сегодня недопустимо низкие. Уж сколько раз твердили миру, что это реально угрожает индустрии… По оценкам Американской ассоциации полиграфистов (PIA/GATF), в 2006 г. только четверть американских типографий имели прибыль; в нашей стране, насколько могу судить, цифры ещё более удручающие.

Основной причиной столь низкого уровня цен и отсутствия их роста в последние несколько лет обычно считают избыток предложения и упование на демпинг как единственный (или последний) способ для типографии привлечь клиента. Всё это так. Но я рискну назвать ещё одну очень важную причину.

Что большинство типографий готовы (скорее, вынуждены) работать по низким ценам — это полбеды. Проблема в том, что многие до сих пор не научились правильно считать.

Как руководитель активно работающей типографии я совершенно спокойно отношусь к существованию дискаунтеров — типографий, сознательно выбравших стратегию низких цен при максимизации объёмов производства и сужении ассортимента сервисных услуг вплоть до полного исключения таковых. Предлагаемый ими продукт весьма востребован, значит, и предприятия такие нужны. При правильной организации и удачном маркетинге дискаунтеры способны приносить прибыль.

По-настоящему вредят рынку типографии, которые, сами того не понимая, работают бесплатно — то ли в силу собственной глупости, то ли просто по инерции. Они искренне недоумевают, почему из месяца в месяц несут убытки — вроде бы и цены не самые низкие, и заказов хватает… Причина очевидна: при изготовлении печатной продукции они значительную часть работ выполняют себе в убыток («за копейки») либо совсем бесплатно.

Финансовое благополучие таких типографий меня не волнует (искренне желаю им поумнеть или… разориться окончательно), но они не только приучают клиента к низким ценам, но и внушают, что многие услуги или работы ничего не стоят. Ручные послепечатные операции, например. Или доработка оригинал-макета. Или изменения, внесённые клиентом в параметры заказа (естественно, после того, как цена согласована). Или доставка тиража.

Чёрная дыра № 1: послепечатные работы

Цены на послепечатные (или отделочные) операции сегодня ужасающе низкие. А причина в том, что типографии не умеют оценивать реальную себестоимость работ.

Ситуация парадоксальная — ручные послепечатные процедуры объективно невыгодны типографиям! А персонал (переплётчицы, порой очень квалифицированные) — один из самых низкооплачиваемых в отрасли, где и так-то уровень зарплат крайне невысок. Во многих типографиях участок ручного труда, состоящий из пяти и более человек, приносит по 100 долл. в день, а зачастую и того меньше. Почему? Многие работы вообще не тарифицируются (ручная подборка или сортировка готовой продукции); неверно оцениваются из-за неумения правильно рассчитать временные затраты или ошибок при расчёте цены (собирались фальцевать на фальцаппарате, а пришлось вручную); привилась порочная практика делать клиенту скидку «в размере стоимости послепечатных работ».

Итог ясен: вне зависимости от параметров общая стоимость заказа невысока, а клиент уверен, что так и должно быть.

Чёрная дыра № 2: препресс

С допечатными операциями ещё хуже. Многие типографии смирились, что участок приносит лишь убытки, и воспринимают это как неизбежное зло.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что за препресс обязательно нужно брать много денег. Если типография решила, что для неё оправданно выполнять допечатные работы бесплатно, привлекая этим клиента и зарабатывая на печати, — так тому и быть. Но установить расценки на препресс и потом мириться с тем, что они не соблюдаются, по меньшей мере, глупо.

Согласно PIA/GATF, американским типографиям не удаётся брать с клиента деньги более чем за половину времени работы допечатного отдела. В отечественных типографиях, по моим оценкам, клиент оплачивает лишь четверть часа работы препресс-специалистов. А ведь они, в отличие от переплётчиц, обходятся типографии достаточно дорого.

Что нужно сделать? Научиться правильно оценивать временны'е затраты работников. Не бояться брать деньги за их труд, включая просмотр предоставленных макетов и консультирование клиентов, что порой занимает до 30% времени специалиста! Научиться требовать с заказчика доплаты, если по независящим от типографии причинам объём допечатных работ существенно вырос.

__PAGEBREAK__

Чёрная дыра № 3: неумение учесть нюансы

В отчаянных попытках заработать типографии максимально расширяют ассортимент продукции, с готовностью берутся за любые заказы, часто вступая на неведомую территорию. А правильно оценить объём работы и время на её выполнение не удаётся. Возникают трудозатраты (и существенные), которые клиент не оплачивает.

Бывает и хуже. Не имея методики и инструментария для правильного и точного расчёта стоимости, типография не учитывает нюансы заказа и объявляет клиенту примерную, «среднепотолочную» цену. Или абстрактную — взятую с потолка.

Скажем, типография ориентируется на среднюю выработку печатных машин, достижимую при печати стандартных работ. И невдомёк ей, что почти половину её заказов составляют сложные, на которых подобная выработка недостижима. И при полной загрузке производства, каждый месяц почти треть времени печатные машины работают бесплатно. Стоит ли удивляться убыткам?

Чёрная дыра № 4: сервис

Казалось бы, прекрасная идея: привлечь клиента дополнительным сервисом — выездом курьера за исходными материалами, для подписания макета в печать или бесплатной доставкой тиража… А кто за это заплатит? Сможет ли типография (явно или скрыто) взять с заказчика деньги за услуги или собирается оплачивать их из своего кармана?

К сожалению, ответ печальный. Как правило, типографии не умеют оценивать дополнительные услуги или боятся требовать оплату. Вот и получается, что при малозначительных заказах, стоимость работ по которым — десятки долларов, курьер несколько раз ездит к клиенту, а потом ещё и готовая продукция доставляется в отдалённую точку Москвы. А типография пребывает в «счастливой» уверенности, что стоимость услуг «включена в стоимость заказа».

Печально, но факт: из числа убыточных типографий глобально простаивает лишь малая часть. Абсолютное большинство что-то и как-то печатает, ничего при этом не зарабатывая.

Значит, нужно срочно учиться считать. И если до сих пор не научились, то сегодня терпите убытки… А завтра вас не будет на этом рынке.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 25 февраля 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.