Статья

Еще несколько лет назад дизайн и верстка были стандартной частью джентльменского набора услуг, предоставляемых любой типографией. Достаточно вспомнить выражение «от дизайна до тиража», которое можно было прочесть, наверное, в каждой полиграфической рекламе.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. Наличие дизайнерского отдела (или, по крайней мере, дизайнера в штате) остается обязательной чертой лишь небольших типографий — салонов оперативной печати. (Кстати, дизайн этот весьма невысокого уровня). А вот типографии покрупнее зачастую предпочитают обходиться без дизайна, ограничиваясь исключительно допечатной подготовкой готовых оригинал-макетов.

Дело в том, что сегодня серьезные клиенты всё реже обращаются в типографию за дизайном.

Прежде всего, это относится к книжно-журнальной продукции, когда создание макета является плодом работы большого коллектива и явно выходит за рамки возможностей препресс-отдела типографии.

Но и в проектах меньшего масштаба, например, при производстве рекламы, заказчики предпочитают выполнять дизайн и верстку силами штатных дизайнеров или обращаются в специализированные дизайн-бюро.

И если вдуматься, это вполне логично. Ведь креативный дизайн — это не только полет фантазии, но и серьезный технологический процесс, требующий соответствующей организационной структуры: от менеджера проектов до арт-директора и собственно дизайнера. Создавать такую структуру в типографии сложно, да и накладно. Вот и получается, что каждый должен заниматься своим делом: дизайн-бюро — творить, типография — печатать.

Так-то оно так, но все эти умозрительные построения сразу перестают иметь значение, как только в типографию приходит крупный клиент, которому — как назло! — нужно именно всё под ключ, «от дизайна до тиража». Или даже не приходит, а просто типография размышляет: вот что будет, если возьмет да и придет?

Два пути к счастью

Естественно, здесь есть два варианта. (Вариант третий — просто отказаться от заказа или предложить сделать макет в другом месте — мы рассматривать не будем).

Вариант первый: всё же иметь в штате дизайнера (а может быть, и не одного) и мириться с накладными расходами в ожидании вышеописанного Клиента, в глазах которого типография, способная разрабатывать макеты имеет явное конкурентное преимущество перед типографиями, этой способностью не обладающими.

Вариант второй: упразднить дизайнеров-бездельников, а если же вдруг, паче чаяния, возникнет нужда в дизайне, заняться аутсорсингом — иначе говоря, обратиться к сторонним подрядчикам.

Рассмотрим плюсы и минусы обоих вариантов.

Естественно, вариант № 1 куда надежнее: вот он, штатный дизайнер, всегда на виду, всегда под присмотром. Опять же, сделать оригинал-макет своими силами куда солиднее, чем посылать заказчика «на сторону». Главный же минус этого пути — значительные и зачастую неоправданные накладные расходы.

О варианте № 2 сто́ит поговорить поподробнее.

В качестве сторонних подрядчиков в такой ситуации выступают, как правило, фрилансеры — частные дизайнеры, работающие на условиях подряда. Преимущества очевидны. Во-первых, гибкость: в каждом конкретном случае типография имеет возможность решать, кого нанять. Во-вторых, экономичность: не нужно платить постоянную зарплату, кроме того — и это немаловажно — фрилансер работает на своей территории и на своем оборудовании.

Но наряду с преимуществами, у этого подхода есть целый ряд недостатков.

Самый главный — это чрезвычайная ненадежность. Ведь кто такой фрилансер? Как правило, это дизайнер, который где-то работает на постоянной основе, и время от времени подрабатывает сторонними заказами. (Зарабатывать на жизнь одним фрилансом для большинства из них — мечта, увы, недостижимая). А это означает, что временной ресурс фрилансера невелик — вечера, переходящие в ночи, да выходные дни — и состоит он из часов, которые обычно посвящают семье, отдыху и личным хобби. Стоит случиться чему-то непредвиденному дома или на работе — и фрилансер может быть начисто выбит из обычного ритма. Вот и получается, что отдавая заказ на сторону, типография всякий раз должна опасаться, что он будет сорван или, того хуже, не выполнен вообще. Ведь даже вполне надежный и обязательный фрилансер может быть в самый ответственный момент загружен другим заказчиком.

Снижать риски можно, сотрудничая сразу с несколькими субподрядчиками. Но и этот способ не решает проблемы, и прежде всего, потому, что таким образом типография уменьшает объем и частоту заказов для каждого из фрилансеров. Мотивация, заинтересованность в сотрудничестве с таким клиентом у них падает, а без этого в таком деле может вообще ничего не получиться.

Альтернативой работе с фрилансерами может быть сотрудничество с дизайн-бюро. Это чуть более надежный и значительно более дорогой вариант. При ближайшем рассмотрении большинство дизайн-бюро представляют собой небольшую группу фрилансеров (или, что еще хуже, диспетчерский узел, привлекающий фрилансеров и живущий на марже), так что минусы здесь те же самые.

Как быть?

Выбирая из двух вышеназванных вариантов, необходимо учитывать многие обстоятельства.

Например, может сложиться так, что один из ключевых заказчиков типографии привык и разработку оригинал-макетов заказывать у нее. Тут уж ничего не поделаешь — выгодно это или нет, а без дизайнера такой типографии не обойтись.

Остальным я бы посоветовал следующее: тщательно подсчитать все накладные расходы на содержание дизайнера (или, например, отдела верстки). Методику подсчета я рассматривать не буду за неимением места. Затем оценить совокупный объем имеющихся заказов на дизайн и верстку и их стоимость по действующим расценкам типографии. Умножить эту стоимость на коэффициент роста, соответствующий ожидаемому общему росту объема заказов типографии на достаточно длительный период (например, год). И если полученная стоимость будущих заказов на дизайн и верстку окажется хотя бы на треть больше накладных расходов — нанимать (или оставлять) штатного дизайнера. Если же нет — упразднить отдел и налаживать сотрудничество с фрилансерами. Или вообще отказаться от таких заказов.

По моему опыту, большинство средних и более крупных типографий сегодня всё чаще и чаще выбирают второй вариант.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 2 марта 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.