Статья

Вот уж не думал, что доживу до времён, когда читатели моих статей назовут меня оптимистом… И тем не менее, пользователи полиграфического портала print-forum.ru, знакомые с моими октябрьскими размышлениями, сочли (при обсуждении темы «кризис и полиграфия»), что мои прогнозы «слишком радужны» для состояния, в каком пребывает сегодня отрасль.

Это означает лишь одно. Впервые за долгое время многим стало по-настоящему плохо. И страшно. А я ведь вас предупреждал! Теперь, наконец, вы меня услышали. Жаль, что поздно.

Мы — все мы — ещё до конца не понимаем, что впереди. Мы только-только подошли к краю бездны и заглянули в неё. Настоящее падение ещё не начиналось…

***

Вторая половина уходящей осени позволила увидеть смутные очертания того, что ждёт отрасль.

По интернет-конференциям бродят списки типографий, которые или «уже», или «вот-вот». Банки и лизинговые компании прощупывают почву: кто из заимодавцев-полиграфистов сможет платить хоть что-то, а кто не сможет совсем. Электронная почта наводнена предложениями о продаже печатного оборудования «из московского региона»; при этом все понимают, что продать сегодня что-либо, даже дёшево, почти невозможно. Поставщики готовятся выкупать у кредитных организаций оборудование, возвращённое типографиями или изъятое в связи с невозможностью обслуживания долгов.

Кардинальные изменения произошли на рынке труда. Наконец-то у работодателей исчезли проблемы с персоналом. Количество соискателей, потерявших работу, превышает все разумные пределы. Увы, воспользоваться этим «кадровым пиршеством» некому. Вакансий сейчас почти нет: чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить толщину еженедельника «Работа и зарплата» сейчас и пару месяцев назад. Ещё в конце сентября вакансии типографий занимали 10-12 страниц, сегодня — от силы 3-4 (и почти без модульной рекламы).

Самый интересный, наводящий на размышления факт — отчётливо видимое «отсутствие Нового года».

Такова ситуация на данный момент. Что у нас впереди?

В начале ноября наша типография совместно с порталом «Принт-Форум» провела круглый стол на тему «Полиграфия и кризис» с участием директоров ведущих типографий Москвы. Горячее обсуждение ситуации позволило выделить основные черты ближайшего будущего.

  1. Объём полиграфических заказов резко упал и продолжает снижаться. Оснований надеяться, что он восстановится зимой или весной следующего года, к сожалению, нет. Зимние месяцы и в обычные годы — самые слабые по активности заказчиков, а теперь даже представить невозможно, насколько упадёт спрос.
  2. Как это ни прискорбно, есть все предпосылки для снижения цен. Кто-то из участников называл цифру 15%, другие — 20-30%. Но всем ясно, что зарабатывать типографиям крайне сложно даже при действующих ценах. И ничего не поделаешь — ради поддержания хоть какого-то cashflow печатать будут практически в убыток, лишь бы не стоять.
  3. Очень сильно по спросу на полиграфические услуги ударит неизбежное ужесточение условий оплаты. Возникшее на рынке тотальное недоверие игроков к платежеспособности друг друга, а также вынужденно жёсткая политика поставщиков не даёт типографиям возможности брать заказы с отсрочкой платежа. Даже пожелай они пойти на такие условия, ничего не выйдет — кризис ликвидности и бедственное финансовое положение не даст возможности кредитовать заказчика, закупая за свой счёт бумагу и расходные материалы. Заказчики же не готовы пока психологически к таким изменениям и давят на подрядчиков, требуя отсрочки.
  4. Всё вышеизложенное вкупе с истекающими по весне сроками погашения кредитов неизбежно приведёт к массовому выходу типографий из бизнеса. Причём — и это очень важно — впервые за много лет начнётся сокращение совокупной ёмкости рынка подрядчика. Другими словами, оборудование будет исчезать — в Европу, в Китай, на склад, даже на помойку, — а не перераспределяться между типографиями, как раньше. До этого суммарные мощности с каждым годом только росли. Тенденции более или менее очевидны всем. Остальное — «серая зона», область догадок и предположений.

Возможно, сокращение предложения полиграфических услуг будет столь значительным, что оставшиеся на плаву игроки почувствуют себя лучше уже к лету. Но с гораздо большим основанием можно предполагать, что кризис в отрасли продлится год или дольше.

Девальвация рубля приведёт к возвращению расчётов в валюте. Отчасти это даже неплохо: большинство кредитов и лизингов последнее время выдавались в рублях. С другой стороны, если курс будет всё время колебаться, это исключит возможность приобретения расходных материалов с отсрочкой платежа и ещё более осложнит взаиморасчёты типографий с клиентами и поставщиками.

А самое главное — мы не знаем, как в наступающем году будут чувствовать себя заказчики. И сколько их останется.

***

Особенность кризисной ситуации в том, что любое прогнозирование, основанное на текущих параметрах ситуации, не является точным уже потому, что не может учесть непрерывно происходящих внешних изменений. Сегодня мы не знаем, что случится буквально завтра; один из явных примеров — внезапно появившийся фактор девальвации рубля, чего ещё недавно никто не предполагал.

Ясно одно: всего за несколько месяцев рынок стал абсолютно иным, и сегодня мы живём и функционируем в совершенно новых условиях — изменчивых, крайне неблагоприятных и беспощадных к ошибкам.

Времени на то, чтобы приспособиться, очень мало, и оно стремительно уходит.

У многих — к сожалению или к счастью? — это время уже истекло.

 
 
 
Рейтинг
(1 голос)
Последнее изменение: 17 декабря 2008 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.