Статья

Сегодня уже нет и не может быть сомнений: всех нас ждёт полномасштабный, длительный и весьма болезненный кризис. Я пишу эти строки 10 октября, на исходе «чёрной недели», когда после двух подряд обвальных падений российских биржевых индексов торги были полностью закрыты «до лучших времён». Увы, в их скорое наступление мало кто верит, и до момента публикации статьи наверняка произойдёт многое, подтверждающее худшие опасения.

Я не собираюсь советовать, как вести себя в подобных условиях: как известно, бесплатные советы ничего не стоят (иначе они не были бы бесплатными). Хочу лишь проанализировать ситуацию, подумать, что нас может ожидать в ближайшем (и не только) будущем.

Кризис на рынке вообще…

Сегодня кризис выражается прежде всего в значительном и неуклонном снижении котировок акции на фондовом рынке. Причём в России процесс идёт (в процентном выражении) гораздо быстрее, чем на рынках большинства развитых стран. Владельцы акций компаний, котирующихся на биржах, потеряли и продолжают терять миллиарды долларов.

К сожалению, пострадают не только они. В среднесрочной перспективе влияние кризиса ощутят на себе многие предприятия.

Кризис уже вызвал серьёзные проблемы в банковской сфере. Это приводит к сокращению объёмов кредитования. Некоторые банки вообще приостанавливают финансирование клиентов, остальные повышают проценты и ужесточают требования к заёмщикам. Цена денег на рынке будет неуклонно расти, а объём свободных средств — уменьшаться.

В этих условиях предприятия будут сокращать инвестиционные программы, закрывать существующие проекты и отказываться от новых. Это связано как с повышением стоимости заёмных средств, так и с общим падением деловой активности, неизбежного в такие времена.

Необходимость снижения издержек вынуждает компании сокращать рабочие места, уменьшать зарплаты, отказываться от бонусных программ для сотрудников. Люди, потерявшие работу, увеличат объём предложения рабочей силы на рынке, что повлечёт снижение уровня оплаты труда.

Эти процессы снизят активность на рынке и замедлят темпы его роста, по меньшей мере, в течение следующего года. Некоторые эксперты уже предрекают нам три и более «неурожайных» года.

Но даже самый искушённый и дальновидный экономист сегодня может предсказать лишь общее направление развития событий. Реальные проявления кризиса в будущем нам неведомы. Действительность может оказаться гораздо более драматичной.

…и в полиграфии — в частности

Как описанные выше процессы скажутся на полиграфической отрасли?

Темпы роста рекламного рынка в следующем году почти наверняка замедлятся. Уже сокращаются рекламные бюджеты в финансовом и девелоперском секторе. Аналитики ожидают снижения объёмов рекламы и у крупных ритейловых компаний.

Тенденции на рынке рекламы (особенно негативные), как правило, очень быстро проявляются в нашей отрасли. Сокращение бюджетов обязательно (а то и в первую очередь) ударит по типографиям.

Правда, некоторые допускают, что в такой ситуации возможно перераспределение средств между рекламными носителями в пользу более дешёвых, и деньги из телерекламы потекут в полиграфию. К сожалению, практика доказывает обратное. В прошлом году в преддверии существенного повышения цен на телерекламу многие ждали того же. На деле вышло наоборот: не желая отказываться от подорожавшего «телевизора», клиенты стали вынимать деньги из других рекламных направлений. Как будет в этот раз, пока неясно.

Очевидно, что многие издательские проекты ожидает закрытие. Журналы, приносящие убытки, будут ликвидироваться. Ещё в прошлом году, задолго до начала кризиса, начала проявляться общемировая тенденция — сокращение тиражей изданий и их «интернетизация», переход с бумажного формата в онлайн. Теперь эти процессы пойдут гораздо быстрее.

Повышение стоимости денег больно ударит по отрасли. Так уж сложилось, что большинство серьёзных типографий сегодня перекредитованы и живут в долг. Сколько-нибудь серьёзное оборудование давно уже иначе как в лизинг не приобретается. Невозможность кредитования или существенное подорожание лизинга вполне может сделать полиграфический бизнес нерентабельным.

Будем реалистами — сокращать расходы типографиям особо некуда. Крупных инвестиционных проектов в полиграфии мало. Советовать типографиям перестать оплачивать сотрудникам ежегодный отдых за границей или пересадить руководство с «мерседесов» на «фольксвагены» бесполезно. А значит, многие типографии скоро утратят возможность не только зарабатывать, но даже обслуживать собственные кредиты.

Сокращение числа типографий неизбежно

И это существенный плюс надвигающегося кризиса. Возможно, он принесёт нашей отрасли долгожданное оздоровление.

С начала года на рынке всё явственней процесс, о необходимости которого я давно говорю. Типографии выходят из бизнеса, а теперь это будет происходить всё чаще и чаще. Грядут слияния и поглощения.

Если темпы сокращения предложений на нашем рынке будут превосходить темпы снижения спроса, оставшимся игрокам станет гораздо лучше. Есть надежда, что выживут самые приспособленные, опытные и умелые.

Впереди всех нас ждут трудные времена. Нет смысла обманываться, уверять себя, что всё будет по-старому. Уже не будет. 

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 сентября 2008 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.