Статья

Сегодня уже нет и не может быть сомнений: всех нас ждёт полномасштабный, длительный и весьма болезненный кризис. Я пишу эти строки 10 октября, на исходе «чёрной недели», когда после двух подряд обвальных падений российских биржевых индексов торги были полностью закрыты «до лучших времён». Увы, в их скорое наступление мало кто верит, и до момента публикации статьи наверняка произойдёт многое, подтверждающее худшие опасения.

Я не собираюсь советовать, как вести себя в подобных условиях: как известно, бесплатные советы ничего не стоят (иначе они не были бы бесплатными). Хочу лишь проанализировать ситуацию, подумать, что нас может ожидать в ближайшем (и не только) будущем.

Кризис на рынке вообще…

Сегодня кризис выражается прежде всего в значительном и неуклонном снижении котировок акции на фондовом рынке. Причём в России процесс идёт (в процентном выражении) гораздо быстрее, чем на рынках большинства развитых стран. Владельцы акций компаний, котирующихся на биржах, потеряли и продолжают терять миллиарды долларов.

К сожалению, пострадают не только они. В среднесрочной перспективе влияние кризиса ощутят на себе многие предприятия.

Кризис уже вызвал серьёзные проблемы в банковской сфере. Это приводит к сокращению объёмов кредитования. Некоторые банки вообще приостанавливают финансирование клиентов, остальные повышают проценты и ужесточают требования к заёмщикам. Цена денег на рынке будет неуклонно расти, а объём свободных средств — уменьшаться.

В этих условиях предприятия будут сокращать инвестиционные программы, закрывать существующие проекты и отказываться от новых. Это связано как с повышением стоимости заёмных средств, так и с общим падением деловой активности, неизбежного в такие времена.

Необходимость снижения издержек вынуждает компании сокращать рабочие места, уменьшать зарплаты, отказываться от бонусных программ для сотрудников. Люди, потерявшие работу, увеличат объём предложения рабочей силы на рынке, что повлечёт снижение уровня оплаты труда.

Эти процессы снизят активность на рынке и замедлят темпы его роста, по меньшей мере, в течение следующего года. Некоторые эксперты уже предрекают нам три и более «неурожайных» года.

Но даже самый искушённый и дальновидный экономист сегодня может предсказать лишь общее направление развития событий. Реальные проявления кризиса в будущем нам неведомы. Действительность может оказаться гораздо более драматичной.

…и в полиграфии — в частности

Как описанные выше процессы скажутся на полиграфической отрасли?

Темпы роста рекламного рынка в следующем году почти наверняка замедлятся. Уже сокращаются рекламные бюджеты в финансовом и девелоперском секторе. Аналитики ожидают снижения объёмов рекламы и у крупных ритейловых компаний.

Тенденции на рынке рекламы (особенно негативные), как правило, очень быстро проявляются в нашей отрасли. Сокращение бюджетов обязательно (а то и в первую очередь) ударит по типографиям.

Правда, некоторые допускают, что в такой ситуации возможно перераспределение средств между рекламными носителями в пользу более дешёвых, и деньги из телерекламы потекут в полиграфию. К сожалению, практика доказывает обратное. В прошлом году в преддверии существенного повышения цен на телерекламу многие ждали того же. На деле вышло наоборот: не желая отказываться от подорожавшего «телевизора», клиенты стали вынимать деньги из других рекламных направлений. Как будет в этот раз, пока неясно.

Очевидно, что многие издательские проекты ожидает закрытие. Журналы, приносящие убытки, будут ликвидироваться. Ещё в прошлом году, задолго до начала кризиса, начала проявляться общемировая тенденция — сокращение тиражей изданий и их «интернетизация», переход с бумажного формата в онлайн. Теперь эти процессы пойдут гораздо быстрее.

Повышение стоимости денег больно ударит по отрасли. Так уж сложилось, что большинство серьёзных типографий сегодня перекредитованы и живут в долг. Сколько-нибудь серьёзное оборудование давно уже иначе как в лизинг не приобретается. Невозможность кредитования или существенное подорожание лизинга вполне может сделать полиграфический бизнес нерентабельным.

Будем реалистами — сокращать расходы типографиям особо некуда. Крупных инвестиционных проектов в полиграфии мало. Советовать типографиям перестать оплачивать сотрудникам ежегодный отдых за границей или пересадить руководство с «мерседесов» на «фольксвагены» бесполезно. А значит, многие типографии скоро утратят возможность не только зарабатывать, но даже обслуживать собственные кредиты.

Сокращение числа типографий неизбежно

И это существенный плюс надвигающегося кризиса. Возможно, он принесёт нашей отрасли долгожданное оздоровление.

С начала года на рынке всё явственней процесс, о необходимости которого я давно говорю. Типографии выходят из бизнеса, а теперь это будет происходить всё чаще и чаще. Грядут слияния и поглощения.

Если темпы сокращения предложений на нашем рынке будут превосходить темпы снижения спроса, оставшимся игрокам станет гораздо лучше. Есть надежда, что выживут самые приспособленные, опытные и умелые.

Впереди всех нас ждут трудные времена. Нет смысла обманываться, уверять себя, что всё будет по-старому. Уже не будет. 

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 сентября 2008 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.