Статья

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Здесь вам не тут!

Вы когда-нибудь задумывались, чем армейское подразделение отличается от гражданской организации? Скажем, воинская часть — от коммерческой компании (той же типографии)?

Все знают о бесчеловечной, порой доходящей до абсурда, механистичности армейского уклада. Копать от забора и до обеда. Бери больше, кидай дальше. Упал-отжался. Молчать, я вас спрашиваю! И, на закуску, конечно же: кто в армии служил, тот в цирке не смеётся.

Вот я, например, служил. И знаю, что этот механический абсурд есть оборотная сторона главного фактора, отличающего армию от гражданки, — принципа формирования кадрового состава.

Руководитель коммерческой компании выбирает сотрудников из имеющихся кандидатов, самостоятельно определяя методы и критерии отбора, руководствуясь стоящими перед ним задачами или, скажем, своими личными предпочтениями. Кого захотел — того взял.

Командир воинского подразделения, напротив, вынужден командовать теми, кто поступает в его распоряжение, каковы бы они ни были, и начисто лишён права выбора. Подразделение должно выполнить поставленную задачу, вне зависимости от того, откуда прибыло пополнение — из Москвы или горного аула.

Армия как структура должна стабильно функционировать даже при самом низком качестве человеческого материала. Отсюда — крайняя степень заорганизованности и регламентации, вызывающая такое отвращение у тех, кто познакомился с армией изнутри. Представьте выпускника-медалиста московской физматшколы, который зубрит устав караульной службы рядом с плохо говорящим по-русски пареньком из того самого аула!

Ни для кого не секрет, что подавляющая часть личного состава (по крайней мере, рядового и сержантского) формируется из бедных, малообразованных сельских жителей, а не выпускников физматшкол. Это характерно и для советской, и для российской, и для армии США (см. фильмы «Взвод» и «Апокалипсис сегодня»).

Армейская организация наглядно иллюстрирует высказывание, приведённое в начале статьи. Только наоборот: чем менее интеллектуальны и профессиональны работники, тем более глубокой, детальной и громоздкой должна быть система управления.

И какое же это имеет отношение к полиграфии?

Самое непосредственное.

«Звёзды» вам «не светят»

О состоянии отрасли написано много, в т. ч. и вашим покорным слугой. Неоднократно говорил я о состоянии рынка труда и тяжёлом бремени для типографий — неуклонном росте заработной платы.

По официальной информации (УФНС России по Москве), среднемесячная зарплата в Москве за I квартал 2007 г. превысила 20 тысяч руб. Рост более 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Судя по динамике, сейчас средняя зарплата приближается к 25 тыс. Но на полиграфических производствах на треть (как минимум!) не дотягивает до этого показателя, а резервов для повышения, увы, никаких нет (см. мою статью «Кому нужна отечественная полиграфия» в Publish № 7).

Это означает, что сегодня типографии объективно не в силах конкурировать на рынке труда. Хороший специалист широкого или смежного профилей (чья специальность позволяет работать не только в нашей отрасли) в полиграфию просто не пойдёт: слишком маленькая зарплата, ему будет нетрудно найти условия получше. То же касается и неквалифицированного персонала. Во многих сферах бизнеса даже грузчикам, уборщицам и охранникам сейчас платят больше, чем у нас вполне квалифицированным специалистам.

Пора отдать себе отчёт: для типографии привлечь высококлассного менеджера по продажам, верстальщика, бухгалтера, секретаря или сисадмина — задача почти невыполнимая. Я уже не говорю об опытном наёмном управленце — зарплаты этих специалистов порой сравнимы с месячной прибылью немаленькой типографии.

В том числе и трудностями на рынке труда объясняется исход типографий из Москвы — за МКАД, в Подмосковье, а то и подальше. К сожалению, это проблемы не решает. Получив доступ к более дешёвой неквалифицированной рабочей силе, такие типографии одновременно теряют последнюю возможность привлекать квалифицированные кадры из Москвы — тратить несколько часов на дорогу сегодня мало кто готов. А на местах опытных печатников или верстальщиков не найдёшь…

Нельзя не учитывать, что в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда затраты на привлечение специалистов возрастают многократно. Я знаю типографии, которые по полгода безуспешно ищут работников разного уровня, расходуя на объявления в специализированных изданиях суммы, порой превышающие годовой доход сотрудника по каждой вакансии.

Какой следует вывод? Очень простой. Пора перестать тешить себя иллюзиями и начинать строить бизнес в расчёте на менее квалифицированные и опытные, зато дешёвые кадры. А это значит — совершенствовать структуру управления и контроля, прилагать существенные усилия к регламентации всех процессов и связей внутри структуры. А ещё — обеспечить обучение малоопытных или недостаточно умелых работников, готовить кадры внутри компании.

К сожалению, чаще встречается другой вариант. Чувствуя, что система не работает и сотрудники не в состоянии организовывать себя сами, руководители типографий начинают лично решать даже самые мелкие вопросы, погрязают в незначительных проблемах, днюют и ночуют на работе. Многие настолько привыкли к такому положению дел, что считают его вполне нормальным и не замечают, насколько неэффективна их работа.

Иными словами: если вы не Ли Якокка, то будете делать всё сами. Увы, в полиграфическом бизнесе ли якокк крайне мало — они, как правило, тяготеют к более прибыльным отраслям…

Кстати, статья, в которой цитируется приведённое в первом абзаце высказывание, называется «Знать, когда уйти», а собеседник автора недавно продал свою типографию (ту самую, с выручкой 6 млн в год) и оставил полиграфический бизнес. Не выдержал конкуренции.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 18 октября 2007 года
 
 

2 комментария добавить свой

  • Руслан Июнь 22, 2010 Comment Link

    Александр, Вы правы, как никогда. К сожалению не нашел никаких цифр по отрасли, которые давали бы представление о рынке квартальников вообще, или о его тенденциях — рост или падение, но то, что пик давно пройден — видно по запросам клиентов. Все хотят что-то новое. Просто квартальник уже неинтересен. Хотя заказывать его продолжают — для работников финансовых учреждений и банков, которые живут отчетами, квартальник — это обязательная составляющая любого подарка.
    Хоронить квартальник рано. Он обладает свойством, которое не убить, и этого свойства нет у “альбомников”. Это визуальная информативность. Если проще — то это что-то вроде стрелочных часов, которые вечно популярны просто потому, что дают представление о течении дня гораздо лучше, чем его “цифровые” собратья. Механизм меняется — стрелки остаются.
    Так что “Вывод простой..”, который Вы сделали, не совсем верен. И формулировка “Квартальник или бутылка коньяка” — тоже неверная. Надо “Квартальник И бутылка коньяка”.
    Делается это просто — нужно модернизировать продукцию, дать ему новое измерение. Что я уже и сделал.
    Но использовал другую, не совсем традиционную технологию.
    http://bookinbox.ru/Treug/TreugKor.html
    Результат соответствующий — рост продаж (в условиях кризиса).
    Новый квартальник — в той же ценовой категории, что и “альбомник”, но таит больше сюрпризов. Во-первых, любая персонализация, как частичная, так и полная, в то время как альбомник — это только полная персонализация.  Во-вторых, мы вложили в него шампанское — оно ассоциируется с Новым годом точно так же, как и квартальный календарь. Вложить, кстати, можно что угодно — от чайного набора до новогодних игрушек, хотя чаще предпочитают алкоголь.
    При этом он технологичен — при массовом производстве делать rомплектующие в летний период также просто, как это и было до сих пор. Да и презентабельность — лучше вручать роскошный тяжелый красивый короб (такой ассоциируется только с дорогим коньяком), чем пачку листков на пружинке.
    Если интересно — обращайтесь.
    Кстати, не посоветуете где взять цифры по российскому рынку квартальников? 

     
  • А.Шнайдер Июнь 25, 2010 Comment Link

    Руслан, спасибо за обстоятельный комментарий. Ответил вам отдельным постом в блоге. 

     
 

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.