Статья

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Здесь вам не тут!

Вы когда-нибудь задумывались, чем армейское подразделение отличается от гражданской организации? Скажем, воинская часть — от коммерческой компании (той же типографии)?

Все знают о бесчеловечной, порой доходящей до абсурда, механистичности армейского уклада. Копать от забора и до обеда. Бери больше, кидай дальше. Упал-отжался. Молчать, я вас спрашиваю! И, на закуску, конечно же: кто в армии служил, тот в цирке не смеётся.

Вот я, например, служил. И знаю, что этот механический абсурд есть оборотная сторона главного фактора, отличающего армию от гражданки, — принципа формирования кадрового состава.

Руководитель коммерческой компании выбирает сотрудников из имеющихся кандидатов, самостоятельно определяя методы и критерии отбора, руководствуясь стоящими перед ним задачами или, скажем, своими личными предпочтениями. Кого захотел — того взял.

Командир воинского подразделения, напротив, вынужден командовать теми, кто поступает в его распоряжение, каковы бы они ни были, и начисто лишён права выбора. Подразделение должно выполнить поставленную задачу, вне зависимости от того, откуда прибыло пополнение — из Москвы или горного аула.

Армия как структура должна стабильно функционировать даже при самом низком качестве человеческого материала. Отсюда — крайняя степень заорганизованности и регламентации, вызывающая такое отвращение у тех, кто познакомился с армией изнутри. Представьте выпускника-медалиста московской физматшколы, который зубрит устав караульной службы рядом с плохо говорящим по-русски пареньком из того самого аула!

Ни для кого не секрет, что подавляющая часть личного состава (по крайней мере, рядового и сержантского) формируется из бедных, малообразованных сельских жителей, а не выпускников физматшкол. Это характерно и для советской, и для российской, и для армии США (см. фильмы «Взвод» и «Апокалипсис сегодня»).

Армейская организация наглядно иллюстрирует высказывание, приведённое в начале статьи. Только наоборот: чем менее интеллектуальны и профессиональны работники, тем более глубокой, детальной и громоздкой должна быть система управления.

И какое же это имеет отношение к полиграфии?

Самое непосредственное.

«Звёзды» вам «не светят»

О состоянии отрасли написано много, в т. ч. и вашим покорным слугой. Неоднократно говорил я о состоянии рынка труда и тяжёлом бремени для типографий — неуклонном росте заработной платы.

По официальной информации (УФНС России по Москве), среднемесячная зарплата в Москве за I квартал 2007 г. превысила 20 тысяч руб. Рост более 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Судя по динамике, сейчас средняя зарплата приближается к 25 тыс. Но на полиграфических производствах на треть (как минимум!) не дотягивает до этого показателя, а резервов для повышения, увы, никаких нет (см. мою статью «Кому нужна отечественная полиграфия» в Publish № 7).

Это означает, что сегодня типографии объективно не в силах конкурировать на рынке труда. Хороший специалист широкого или смежного профилей (чья специальность позволяет работать не только в нашей отрасли) в полиграфию просто не пойдёт: слишком маленькая зарплата, ему будет нетрудно найти условия получше. То же касается и неквалифицированного персонала. Во многих сферах бизнеса даже грузчикам, уборщицам и охранникам сейчас платят больше, чем у нас вполне квалифицированным специалистам.

Пора отдать себе отчёт: для типографии привлечь высококлассного менеджера по продажам, верстальщика, бухгалтера, секретаря или сисадмина — задача почти невыполнимая. Я уже не говорю об опытном наёмном управленце — зарплаты этих специалистов порой сравнимы с месячной прибылью немаленькой типографии.

В том числе и трудностями на рынке труда объясняется исход типографий из Москвы — за МКАД, в Подмосковье, а то и подальше. К сожалению, это проблемы не решает. Получив доступ к более дешёвой неквалифицированной рабочей силе, такие типографии одновременно теряют последнюю возможность привлекать квалифицированные кадры из Москвы — тратить несколько часов на дорогу сегодня мало кто готов. А на местах опытных печатников или верстальщиков не найдёшь…

Нельзя не учитывать, что в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда затраты на привлечение специалистов возрастают многократно. Я знаю типографии, которые по полгода безуспешно ищут работников разного уровня, расходуя на объявления в специализированных изданиях суммы, порой превышающие годовой доход сотрудника по каждой вакансии.

Какой следует вывод? Очень простой. Пора перестать тешить себя иллюзиями и начинать строить бизнес в расчёте на менее квалифицированные и опытные, зато дешёвые кадры. А это значит — совершенствовать структуру управления и контроля, прилагать существенные усилия к регламентации всех процессов и связей внутри структуры. А ещё — обеспечить обучение малоопытных или недостаточно умелых работников, готовить кадры внутри компании.

К сожалению, чаще встречается другой вариант. Чувствуя, что система не работает и сотрудники не в состоянии организовывать себя сами, руководители типографий начинают лично решать даже самые мелкие вопросы, погрязают в незначительных проблемах, днюют и ночуют на работе. Многие настолько привыкли к такому положению дел, что считают его вполне нормальным и не замечают, насколько неэффективна их работа.

Иными словами: если вы не Ли Якокка, то будете делать всё сами. Увы, в полиграфическом бизнесе ли якокк крайне мало — они, как правило, тяготеют к более прибыльным отраслям…

Кстати, статья, в которой цитируется приведённое в первом абзаце высказывание, называется «Знать, когда уйти», а собеседник автора недавно продал свою типографию (ту самую, с выручкой 6 млн в год) и оставил полиграфический бизнес. Не выдержал конкуренции.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 18 октября 2007 года
 
 

2 комментария добавить свой

  • Руслан Июнь 22, 2010 Comment Link

    Александр, Вы правы, как никогда. К сожалению не нашел никаких цифр по отрасли, которые давали бы представление о рынке квартальников вообще, или о его тенденциях — рост или падение, но то, что пик давно пройден — видно по запросам клиентов. Все хотят что-то новое. Просто квартальник уже неинтересен. Хотя заказывать его продолжают — для работников финансовых учреждений и банков, которые живут отчетами, квартальник — это обязательная составляющая любого подарка.
    Хоронить квартальник рано. Он обладает свойством, которое не убить, и этого свойства нет у “альбомников”. Это визуальная информативность. Если проще — то это что-то вроде стрелочных часов, которые вечно популярны просто потому, что дают представление о течении дня гораздо лучше, чем его “цифровые” собратья. Механизм меняется — стрелки остаются.
    Так что “Вывод простой..”, который Вы сделали, не совсем верен. И формулировка “Квартальник или бутылка коньяка” — тоже неверная. Надо “Квартальник И бутылка коньяка”.
    Делается это просто — нужно модернизировать продукцию, дать ему новое измерение. Что я уже и сделал.
    Но использовал другую, не совсем традиционную технологию.
    http://bookinbox.ru/Treug/TreugKor.html
    Результат соответствующий — рост продаж (в условиях кризиса).
    Новый квартальник — в той же ценовой категории, что и “альбомник”, но таит больше сюрпризов. Во-первых, любая персонализация, как частичная, так и полная, в то время как альбомник — это только полная персонализация.  Во-вторых, мы вложили в него шампанское — оно ассоциируется с Новым годом точно так же, как и квартальный календарь. Вложить, кстати, можно что угодно — от чайного набора до новогодних игрушек, хотя чаще предпочитают алкоголь.
    При этом он технологичен — при массовом производстве делать rомплектующие в летний период также просто, как это и было до сих пор. Да и презентабельность — лучше вручать роскошный тяжелый красивый короб (такой ассоциируется только с дорогим коньяком), чем пачку листков на пружинке.
    Если интересно — обращайтесь.
    Кстати, не посоветуете где взять цифры по российскому рынку квартальников? 

     
  • А.Шнайдер Июнь 25, 2010 Comment Link

    Руслан, спасибо за обстоятельный комментарий. Ответил вам отдельным постом в блоге. 

     
 

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Подрывные инновации

Без рубрики

Новые цифровые технологии неуклонно вытесняют печать с медийного рынка, и этот процесс, к сожалению, необратим.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Статья

You’re in the army now

Без рубрики

«Чем лучше работники, тем меньше приходится ими управлять», — сказал в разговоре с автором журнала Quick Printing Джоном Стюартом один его знакомый, владелец типографии с годовым оборотом более 6 млн долл. Простая до банальности вечная истина. Если подумать, в ней скрыто объяснение множества проблем отечественных типографий.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

Все работы, все профессии и все должности хороши, важны и уважаемы. Но если вы новичок с полиграфическим образованием и минимальным опытом работы (или без него), для вас лучшая работа — менеджер по продажам. На этот счёт у меня нет никаких сомнений. Читайте дальше — и узнаете, почему.

Статья

Конфликты в «серой зоне»

Без рубрики

В настоящей статье я хочу порассуждать о конфликтах, вызванных претензиями клиента к качеству выполнения печатной продукции, и о том, как в подобной ситуации действовать типографии. К сожалению, как бы мы ни стремились стандартизировать печатную продукцию и нормировать подходы к оценке ее качества, большинство проблем в полиграфии остается в так называемой серой зоне.

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.