Статья

Очевидно, что не государству. Это стало окончательно ясно в середине июля, когда Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифному регулированию по рекомендации Министерства промышленности и энергетики снова отклонила предложение полиграфистов о снижении пошлины на ввозимую в Россию мелованную бумагу. Очередное рассмотрение вопроса состоится не раньше чем через полгода, и нет никакой уверенности, что позиция государства изменится.

Суть вопроса

Уже давно таможенная пошлина на импортируемую мелованную бумагу составляет 15%, в то время как на ввозимую из-за границы готовую продукцию (в зависимости от её характера) — 5%, 10% или вообще отсутствует. Мало того, существует разница в 8% между налогом на добавленную стоимость на ввозимую бумагу и готовую продукцию — опять же в пользу последней.

Чиновники объясняют это благим намерением повысить инвестиционную привлекательность производства бумаги. Не секрет, что сейчас качественная меловка (самая популярная бумага для полиграфии) в России практически не производится. Подобные налоговые преференции, вроде бы, должны привлечь в отрасль серьёзных инвесторов. Вспомним, куда ведёт дорога, благими намерениями вымощенная…

Хотя нынешнее положение сохраняется уже более десяти лет, крупных инвестиционных проектов в области производства мелованной бумаги так и не случилось. И не удивительно: как заметил в недавней передаче «В фокусе» на канале РБК-ТВ первый замдиректора типографии «Пушкинская площадь» и вице-президент Московского полиграфического союза Андрей Сулейков, объёмов потребления бумаги на сегодняшнем полиграфическом рынке страны недостаточно для загрузки всего двух бумагоделательных машин, в то время как для обеспечения рынка всем ассортиментом мелованной бумаги их нужно аж 10! Продавать же меловку за границу тоже не получится — европейский рынок перенасыщен, производства простаивают.

Помогая чужому дяде

Парадоксальная ситуация: надеясь на приток инвестиций в российскую экономику, государство на деле стимулирует их отток за рубеж — в виде средств отечественных рекламодателей, издателей и производителей, которым объективно выгоднее заказывать печатную продукцию за границей, чем у отечественных типографий.

По данным Сулейкова, практически весь прирост отечественного полиграфического рынка (а он уже несколько лет стабилен — 20-30% в год) уходит за границу! В соседних странах (Украина, Белоруссия, страны Балтии и Китай) за короткое время созданы крупные печатные производства, целиком ориентированные на обслуживание российского заказчика. На той же Украине, после введения режима максимального благоприятствования в отношении ввозимой бумаги, производственные мощности выросли вдвое; половина прироста ориентирована на Россию.

Здравый смысл подсказывает, что сегодня нужно бросить все усилия на развитие отечественной полиграфии, ведь потенциал рынка огромен. Отмена нелепой схемы налогообложения в короткий срок удвоит объём производимой в стране печатной продукции, вызовет бурный рост потребления бумаги. И тогда можно надеяться на инвестиции в производство бумаги…

В действительности же происходит обратное.

__PAGEBREAK__

Всё гораздо хуже

Упомянутая передача вышла в эфир 13 июля, за несколько дней до вынесения Межведомственной комиссией вердикта по заявке полиграфистов касательно отмены таможенных пошлин на импортную меловку. Заявка была подана Межрегиональной ассоциацией полиграфистов и поддержана Министерством культуры и Федеральным агентством по печати. Рассмотрение длилось более полугода, и все ожидали благоприятного исхода; три из четырёх проводивших экспертизу министерств поддержали полиграфистов.

18 июля стало известно, что заявка отклонена. Вернее, её рассмотрение перенесено ещё на полгода… Причины те же — снижение пошлин отпугнёт потенциальных инвесторов бумагоделательной промышленности. Как мы уже знаем, виртуальных инвесторов.

Но это не все разочарования, постигшие отечественных полиграфистов. Во второй половине июля крупнейшие поставщики мелованной бумаги практически одновременно сообщили, что ввиду изменений в таможенном законодательстве стоимость импортной меловки повышается в среднем на 10-15%.

Известие повергло в шок многих полиграфистов. Изменения касаются лишь листовой мелованной бумаги, а значит, напрямую бьют по сектору мало- и среднетиражной рекламы и периодики *. Это один из немногих секторов, который в последнее время чувствует себя более или менее сносно: ввиду относительно небольших тиражей существенной экономии при их печати за границей не получается. Новая напасть может заставить и этих клиентов задуматься о переносе заказов за рубеж. А уж наши иностранные конкуренты сделают всё, чтобы он прошёл с наименьшими проблемами!

Удивительно, что чиновники, в отличие от самих полиграфистов, уверены: наша отрасль процветает… Как ещё объяснить, что, согласно данным московской налоговой службы, средняя зарплата в полиграфических компаниях за I-II кварталы 2007 г. составила более 30 тысяч рублей в месяц. При этом явно стагнирующая полиграфия без каких-либо объяснений отнесена к единому виду деятельности с процветающими целлюлозно-бумажными производствами (например, газетными) и издательствами, хотя любой специалист знает, что благополучие этих отраслей кардинально отличается.

И учтите, указанная сумма — мифическая, но не абстрактная. Именно с ней будут соотносить уровень зарплаты любой типографии пришедшие туда проверяющие. А ведь подтягивание фонда зарплаты до таких значений в реальности невозможно без дальнейшего повышения цен. О какой конкурентоспособности здесь можно говорить?!

В заключение

Полиграфисты не просят у властей протекционизма или чрезмерных преференций. Они ждут трезвого взгляда на проблемы отрасли и одинаковых правил игры для всех участников рынка. Но, похоже, надежды ещё долго не сбудутся…

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 30 сентября 2007 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Статья

Кто за все в ответе?

Без рубрики

Как нужно вести себя в спорных ситуациях? Где кончается ответственность Печатника и начинается ответственность Клиента? Как подстраховаться на случай проблем?

Статья

Bad Management

Без рубрики

В любой типографии 90% проблем проистекает из плохого менеджмента. Оставшиеся 10% связаны с тем, что типография не в состоянии понять — ее проблемы проистекают из плохого менеджмента.

Статья

Технологизация и Дивергенция

Без рубрики

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

Статья

Восторг расставания с летом

Без рубрики

Лето, наконец, закончилось. Слава Богу. Индустрия пробуждается, клиент выходит из спячки, телефоны начинают звонить, заказчики — заказывать, печатные машины — печатать. Каждую весну коллеги-полиграфисты повторяют как заклинание: в этом-то году летнего спада быть не должно, в этом году лето будет «горячим». И каждый раз ошибаются.

Статья

Царь и Бог

Без рубрики

Нашей типографии предложили стать спонсором некоей серьезной отраслевой конференции. Отрасль весьма денежная. Присутствовать будут преимущественно первые-вторые лица крупных компаний. Спонсорский взнос немалый, зато информация попадет к самым большим начальникам.
Меня спросили: «Ну разве не заманчиво?» Нет, ответил я. И совсем не потому, что нам не нужна реклама. Наоборот, очень нужна. Просто в данном случае деньги будут потрачены впустую.

Статья

МРАКи

Без рубрики

Классики марксизма-ленинизма утверждали, что главной силой развития любого общества является рабочий класс. В полиграфической отрасли специалисты рабочих профессий — печатники или, скажем, переплетчики — конечно же, играют далеко не последнюю роль. Однако пути развития и процветание полиграфии определяют совсем не они. Наше будущее зависит от сотрудников, которые находятся на самом рубеже Взаимодействия, определяющего существование нашего рынка, — Взаимодействия Заказчика и Печатника.

Статья

Типографии срочно требуется

Без рубрики

В полиграфической отрасли, как и в любой другой, квалифицированных кадров всегда было гораздо меньше, чем нужно. Ощущается явная нехватка опытных печатников. Мало знающих технологов. А уж умелых менеджеров по работе с клиентами, или, как я их назвал в прошлый раз, МРАКов, почти совсем нет. Но наиболее остро на нашем рынке стоит вопрос о профессионалах еще одной области.

Статья

Горячий сезон и его итоги

Без рубрики

О годе в целом и без меня уже сказано достаточно. Давайте лучше об итогах предновогоднего сезона. Сразу оговорюсь: все рассуждения относятся сугубо к рынку оперативной полиграфии. «Большая» полиграфия живет по иным законам, и это не моя компетенция.

В новейшем фильме Спилберга «Поймай меня, если сможешь» Леонардо Ди Каприо в роли юного мошенника печатает фальшивые чеки на четырехкрасочном «Гейдельберге» в пустом цеху типографии, к дверям которой подходит выследивший его агент ФБР (Том Хэнкс)… Поговорим о полиграфических правонарушениях.

Первую часть статьи я закончил обещанием, что в следующий раз речь пойдет о групповых правонарушениях. Но сперва еще об одном индивидуальном правонарушении, самом распространенном — о действиях исполнителей, направленных на сокрытие своих проступков. К примеру, печатник прячет бракованную продукцию среди нормального тиража. Или просто выбрасывает брак, берет новую бумагу и перепечатывает заказ, никому ничего не говоря.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.