Статья

В западной теории маркетинга часто используются термины «зона удара» и «волшебная точка». Strike zone и sweet spot происходят из бейсбольного жаргона. Лично я питаю почти физиологическое отвращение к бейсболу и ничего не понимаю в правилах этой идеологически чуждой нам игры. И ни разу не встречал соотечественника, понимающего в ней больше меня. Некоторые, правда, говорят, что бейсбол произошёл из русской народной игры лапта…

А смысл терминов следующий. Нападающий бросает в сторону защитника мяч, а тот держит в руках деревянную дубинку (её ещё называют битой) и должен бить (по мячу, естественно), только если он пролетает через зону удара. Самый же лучший удар получается, если мяч попадает в определённое место биты (это как-то связано с центром тяжести и резонансом) — волшебную точку.

А теперь начинается маркетинг. Заменяем в предыдущем абзаце нападающего на клиента, защитника — на типографию, мяч — на заказ, биту — на оборудование типографии.

В сегодняшнем (мягко говоря, не вполне благоприятном) состоянии нашей отрасли абсолютное большинство финансовых проблем типографий связано с неверной оценкой их зоны удара. Под ней будем понимать совокупность заказов, на которые, при калькуляции по расценкам конкретной типографии, получается конкурентоспособная цена.

В такой трактовке параметры зоны удара — функция, где аргументы: оборудование типографии, её организационная и технологическая структуры и (возможно) исторически сложившийся пакет заказов и имиджа.

Если типография располагает лишь односекционной машиной формата А3, очевидно, что в рамках зоны удара — лишь небольшие листовые заказы красочностью от одного до трёх цветов. Усилив мощности 4-секционной машиной формата А2, вы переместите зону удара в область: а) крупных полноцветных листовых заказов многотысячными тиражами; б) средних тиражей этикетки/упаковки; в) многостраничной продукции. Окончательное определение границ зоны удара зависит от наличия послепечатной техники. К примеру, как вы собираетесь печатать брошюры, если не располагаете оборудованием для подборки и скрепления?

Таким образом, зона удара типографии — это сумма наиболее подходящих для неё заказов.

Перечислю типичные ошибки, связанные с неверной оценкой зоны удара.

  1. При определении «конкурентной цены» на данный вид продукции: вам казалось, что цены на рынке достаточно высоки, а выходит, что по таким ценам вы заказчикам не интересны.
  2. При определении ёмкости рынка: вы правильно оценили свою зону удара, но, к сожалению, на вашу долю нужных заказов не хватит (например, потому что таковые сейчас всё чаще печатаются в других регионах по недостижимо низким ценам).
  3. При оценке собственных возможностей: обеспечить нужные вам заказы можно лишь при существенном расширении или модификации производственной базы, что делает проект нерентабельным.
  4. Маркетинговая: оценка зоны удара верна, но, чтобы найти нужные заказы, необходимо кардинально изменить имидж типографии, а на это потребуется значительное время (и деньги, опять же).

Процветают типографии, в необходимой степени загруженные заказами, находящимися внутри их зоны удара. А трудности переживают не только недозагруженные (нечего печатать), но и интенсивно печатающие заказы, лежащие за пределами их зоны удара. (Обращаю внимание: мы рассматриваем ситуацию в рамках нормальной бизнес-модели, когда заказ, находящийся вне зоны удара типографии, для неё автоматически малорентабелен или даже совсем невыгоден; истории о «нерыночных» отношениях заказчика/исполнителя и печати миллионных заказов на «ромайорах» остаются за рамками данной статьи.)

Стало быть, главное — оценить зону удара и правильно искать заказы в рамках этой зоны? Некоторые считают, что ситуация не настолько плоха. Что она гораздо хуже.

Если зона удара — некий достаточно широкий диапазон заказов, то волшебная точка — совсем небольшая часть заказов внутри этой зоны, на которые вы можете предложить цены, близкие к самым низким на рынке. Это связано, прежде всего, с параметрами вашего оборудования, но может определяться и структурными нюансами (скажем, наличием некоей уникальной технологии, позволяющей экономить на какой-то технологической операции).

Из вышесказанного следует, что любой заказ может попасть в волшебную точку типографии — просто предложите самую низкую цену. Но остаётся вопрос: сможете ли вы хоть что-то заработать?

Некоторые специалисты утверждают (и достаточно горячо защищают свою точку зрения), что сегодня при оценке предполагаемой экономической эффективности типографии необходимо основываться только на заказах, находящихся в волшебной точке. Если не можете зарабатывать, предлагая самую низкую цену на рынке (или на нём нет необходимого количества заказов, на которые вы в состоянии её предложить), дело — труба… А если вы вообще не способны на самую низкую (вернее, не можете при этом зарабатывать)? Что тогда?..

Я думаю, всё не так ужасно.

Защищающие теорию волшебной точки в полиграфическом бизнесе делают важное допущение, полагая, что полиграфические услуги — обыкновенный товар, идентичный любому рыночному. В этом случае клиент делает выбор, основываясь прежде всего на цене.

На самом деле, это не совсем так.

Первое. Неверно приравнивать услуги и товар, в маркетинговом смысле — это далеко не одно и то же. Один и тот же товар, в принципе, одинаков у любого продавца; а услуга у разных исполнителей может кардинально отличаться. Поэтому, кроме цены, есть масса других факторов, влияющих на выбор типографии: для впервые обращающегося клиента — солидность бренда, качество печати, уровень печатного оборудования, качество работы с клиентом, уровень сервиса, наличие известных клиентов, сроки исполнения заказа, расположение типографии; для постоянного — надёжность, уровень сервиса, комфортность взаимодействия, наличие методик удержания клиента.

Многие факторы порой существенно более важны для привлечения и удержания клиента, чем цена.

Второе. Как показывают многочисленные маркетинговые исследования, даже при покупке продукта (а не услуги) покупателей, делающих выбор на основании цены (их ещё называют ценовыми), не более 10%.

Возьмём простой случай — приобретение нового сотового телефона. Покупатель А решает заменить морально устаревший аппарат. Он понимает, что в наше время стыдно не иметь цветного дисплея. Испытывает моральные страдания, слыша полифонические мелодии телефонов друзей, знакомых и коллег по работе, — ведь его аппарат на такое не способен. Предвкушает удовольствие от встроенной фотокамеры, интересных игр и т. п.

Он идёт в ближайший салон сотовой связи и изучает богатый ассортимент. Цены — от 200 до 800 долл. Аппарат за 800 долл. чрезмерно дорог, да и настолько серьёзная представительская модель не нужна. Двухсотдолларовый слишком прост и больше подходит школьнице… В конце концов, Покупатель А выбирает изящную, солидную и напичканную всеми функциями модель известного производителя за 350 долл. Он может позволить себе потратить такую сумму; достаточно высокая цена, по его мнению, полностью оправдана престижностью и функциональной оснащённостью; аппарат ему нравится всё больше и больше; он делает покупку.

Есть и иная потребительская модель. Покупатель Б также намерен заменить телефон на современный и престижный. Используя всевозможную информацию (тематические журналы, каталоги, Интернет), он внимательно изучает рынок. Затем ищет пути снижения расходов: распродажи, специальные предложения, вариант покупки недавно снятого с производства аппарата… Как и Покупатель А, он крайне заинтересован в покупке нового телефона, но твёрдо намерен найти самый дешёвый вариант. В результате, покупает устраивающий его телефон: это та же модель, но за 250 долл.

Б — классический случай ценового покупателя. Если бы они превалировали, большинство продавцов обанкротились. К счастью, их меньшинство даже на товарном рынке. Девять покупателей из десяти ведут себя иначе: выбирают то, что нравится, а затем смотрят, могут ли себе это позволить. Их привлекает конкретный товар (или услуга), а не цена.

Третье. Клиент платит типографии не только за конкретную продукцию. И зачастую её стоимость существенно меньше окончательной цены. Одному клиенту нужна доставка тиража, другому — выезд менеджера, третьему — классные оригинал-макеты, четвёртому — чтобы типография оказывала полный комплекс услуг… Сервисная составляющая в общей стоимости заказа может быть достаточно большой. Конечно, есть клиенты, не желающие платить за сервис; но есть и готовые заказывать продукцию исключительно с сервисной составляющей. А её уровень зависит от маркетинговой стратегии типографии (обсуждение вопроса выходит за рамки статьи).

Но любой из трёх приведённых аргументов способен посеять серьёзные сомнения в применимости теории волшебной точки к полиграфической отрасли. И слава Богу!

Я считаю, что типография вполне может рассчитывать на привлечение заказа, если выполняются четыре условия:

  1. Заказ находится в зоне удара типографии.
  2. Отклонение прейскуранта от конкурентов не превышает разумной величины.
  3. Адекватный и необходимый заказчику набор сервисных услуг (прежде всего, качество и сроки).
  4. Наличие рекламно-маркетинговых инструментов, чтобы донести до заказчика преимущества, определяемые № 3.

Что касается № 2: отклонение варьируется в зависимости от вида продукции и других факторов. Я оцениваю его в 10—20% от стоимости работы по заказу.

Условия № 3 и 4: что это за набор и каковы упомянутые инструменты — об этом поговорим в следующий раз.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 10 января 2005 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.