Статья

Есть такое явление: Неудовлетворенный Заказчик. Коротко — НЗ. НЗ встречается на любой стадии развития печатной индустрии. Большинство НЗ недовольны состоянием дел в конкретных типографиях. Но есть и более интересная категория — недовольные состоянием отрасли в целом.

НЗ № 1 никак не может напечатать себе визитные карточки. Дизайнер сделал ему макет, и он носится с ним по разным типографиям. Проблема в том, что макет полноцветный, к тому же весьма сложный. Визиток же нужно совсем немного. Большинство типографий отказываются. А те, кто берет заказ, печатают плохо: цвет не тот, все карточки в тираже разные. В общем, беда, да и только.

У НЗ № 2 сложности с каталогом. Он показывает всем американский проспект, напечатанный на желтоватой мелованной бумаге. Ему, видишь ли, нужен точно такой же. В России такую бумагу не продают; значит, нужно печатать фон. Но оттенок настолько бледный, что в шкале Pantone его нет. Большинство типографий отказываются, те же, кто берут… и т. д. (см. выше).

Оба НЗ жалуются на плачевное положение в отрасли, отсутствие профессионалов, нежелание идти навстречу клиенту, в один голос утверждая, что лет 7-8 назад таких проблем не возникло бы: тогда, дескать, от сложных заказов никто не отказывался.

Могу лишь посочувствовать бедам и мытарствам НЗ. Что же касается отмеченных ими изменений на нашем рынке, то они не вызывают у меня тревоги. Напротив, я даже удовлетворен: наша отрасль наконец-то вступила в первую стадию формирования развитого капиталистического производства — технологизацию.

Главное условие эффективности промышленного производства — жесткое соблюдение технологического процесса, адекватное характеру этого производства. Продукция всегда является производной от технологического процесса. Тот, кто пытается выпускать товар, выходящий за рамки имеющейся технологии, во-первых, деньги потеряет, а во-вторых, людей насмешит. Беда, коль пироги начнет печь сапожник.

Западные производители давно это поняли. У них даже термины есть специальные: manufacturability, producibility. Даже printability, вот как.

Печатать мизерный тираж визиток на машинах, предназначенных для полноцветной офсетной печати, крайне нетехнологично. Отсюда — проблемы НЗ № 1.

Сложности НЗ № 2 тоже связаны с нетехнологичностью заказа. Ведь нужного ему оттенка в шкале Pantone нет, и это не случайно. А заниматься подбором цвета, не имея проверенной рецептуры, — значит, обрекать себя на длительный и мучительный процесс с малопредсказуемым результатом.

Типографии, отказавшиеся от этих заказов, поступили честно, не пожелав выйти за рамки своей технологии. И правильность их действий подтверждается неудачей тех, кто все-таки взялся за заказ.

Что делать нашим НЗ? В общем случае, совет только один — ждать. Ждать наступления момента, когда отрасль перейдет на следующий этап: дивергенцию, или многообразие предложения.

Понять, что такое настоящая дивергенция, можно, сравнив средний московский супермаркет со, скажем, американским.

И тут, и там полки ломятся от разнообразных продуктов. Но разница есть, притом существенная.

В американском супермаркете множество абсолютно немыслимых продуктов. Их никогда никто не купит. Но они есть. У нас подобные продукты тоже встречаются, но… Их либо крайне мало, либо скоро на их месте появится что-то другое: это была пробная партия, покупатель не отреагировал, и поставки прекратились.

Вот эта избыточность ассортимента и есть дивергенция, непременный атрибут действительно развитого рынка. Рынка, на котором обязательны производители эксклюзивной продукции, необходимой лишь для малой части заказчиков.

Условие для возникновения дивергенции лишь одно: наличие Заказчика, Готового Платить. Появится такой заказчик — и сразу возникнут те, кто напечатает единичные тиражи на больших машинах, и те, кто сможет покрасить бумагу в любой оттенок.

Надо только понимать, что подобные услуги будут стоить очень дорого. Дорого, ибо для того, чтобы изготовить сотню качественных полноцветных визиток, нужно напечатать раз в двадцать больше, а потом выбросить 95% тиража. Дорого, ибо на составление краски бледного оттенка уходит много времени. Да и просто потому, что таких заказов мало, работа штучная, и, не имея возможности зарабатывать на объемах, производитель вынужден держать гигантскую норму рентабельности.

Почему до сих пор таких производителей у нас почти нет? Очень просто: пока нет такого заказчика. Заказчика, не просто желающего эксклюзивности, но и понимающего, что она стоит действительно больших денег. И готового эти деньги платить.

Спросите у НЗ № 1: согласен ли он заплатить за свой визитные карточки, скажем, доллара по 3-4 за экземпляр? Вот так-то…

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 7 июня 2002 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.