Статья

В 1306 году испанский философ Раймунд Луллий создал новый метод познания мира. Он заявил, что получать новые истины можно путем сочетания общих понятий (философских и религиозных), и разработал для этого особое устройство — «логическую машину».

Она состояла из трёх скрепленных между собой концентрических кругов, на которых в определённом порядке были написаны основные категории всего существующего. Вращая круги, можно было получать множество комбинаций, в которых автор видел новые реальные истины.

Машина Люллия — не первый в истории круговой калькулятор, но, наверное, самый известный и удивительный.

***

На протяжении многих веков круговые калькуляторы, или вольвеллы (от лат. volere — вращать, поворачивать) использовались в самых разных научных и технических целях. Они применялись для расчётов или организации данных в самых различных дисциплинах — математике, астрономии, механике, навигации, баллистике. Средневековые научные трактаты часто содержали вольвеллы, иногда очень сложными.

Появление электронных калькуляторов положило конец массовому использованию калькуляторов механических. Сегодня только музеи интересуются такими совершенными для своего времени устройствами, как логарифмические линейки, арифмометры или счёты. Но бумажные калькуляторы выжили, они распространены и сейчас.

Почему логарифмическая линейка осталась в прошлом, а бумажные калькуляторы продолжает жить?

Во-первых, назначения большинства таких калькуляторов — не расчёты (они слишком неточны и несовершенны для этого), а представление информации. Вы определённым образом совмещаете диски, из которых состоит калькулятор, и в окошке, вырезанном в верхнем диске, читаете информацию, соответствующую этому положению.

Во-вторых, бумажные калькуляторы — это специализированные устройства. Они разрабатываются для конкретных целей: определение процентов по кредиту, исторических дат, языковых правил, медицинских величин и т.д. Для этих узких целей они прекрасно подходят.

И, наконец, самая важная причина. Бумажный калькулятор — это великолепный рекламный носитель. Он привлекает внимание, его хочется взять в руки, им интересно пользоваться. Мысль о том, что простым вращением бумажных кругов можно получить полезную и ценную информацию, заставляет человека снова и снова крутить эту яркую и необычную штучнку. По продолжительности жизни калькулятор в десятки и даже сотни раз превосходит обычную рекламную продукцию, вроде буклетов или проспектов.

***

Когда «Типография Арес» начала выпускать бумажные калькуляторы, мы столкнулись с неожиданной проблемой. А именно — многие видели такие устройства, но никто не знает, как они называются! «Вольвеллы» — слишком архаично. «Бумажные калькуляторы» — можно, но это название понятно лишь тем, кто знает, о чём идет речь. «Дисковые калькуляторы» — тоже не вполне наглядно...

На Западе у этой проблемы также нет однозначного решения. Как только эти изделия не называют! «Круговые калькуляторы», «круговые таблицы», «информационные колёса», «даталайзеры», «графические калькуляторы», «движущиеся колёса», «колёсные таблицы», «скользящие диски» и бог знает как ещё.

Мы решили всё-таки остановиться на словосочетании «бумажные калькуляторы». В конце концов, мы типография, и занимаемся производством бумажной продукции. А если она к тому же способна что-либо калькулировать — это просто замечательно.

Кстати, лично мне больше всего импонирует название «вольвеллы». Оно подчёркивает историческую преемственность того, чем мы занимаемся.

А вам какое название нравится?

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 31 марта 2009 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

По просьбе редакции журнала «Директор по безопасности» я рассмотрел — на невеселом примере Марселя Шарифуллина — причины, по которым бывший директор Типографии МГУ оказался за решеткой, осужденный за преступления, которых (по моему мнению) не совершал.

Эксперимент известного журналиста Эндрю Салливана: читателям предлагается платить не за брендированный контент, не за богатство материалов и не за кросс-платформенный доступ, а за возможность узнать мнение конкретного человека.

Статья

Будущее Nokia: 4 сценария

Без рубрики

Останется ли финская компания с Microsoft, перейдет ли на операционную систему Google, вернется ли на Symbian или вообще прекратит свое существование как производитель смартфонов? Моя статья на Slon.ru.

Уходящий 2012 год стал годом мобильных устройств. Теперь нас ждет революция мобильного контента и расцвет адаптивных веб-приложений. Моя статья, опубликованная на Slon.ru.

Разработав и предложив рынку хорошие устройства, Google не позаботился о том, чтобы они дошли до конечного потребителя. Как результат – массовое раздражение, последствия которого будут ощущаться еще очень долго. Моя статья на Slon.ru.

Заметка по итогам моих бесед с евангелистами Adobe после мероприятия «Эволюция творчества». Опубликована в журнале Publish, №6 за этот год. Типичный пример неэффективности печатной прессы во всём, что касается оперативной подачи новостей.

Вы решили выпускать журнал или газету для планшетных компьютеров. Как это сделать? Моя статья в журнале Publish, №3 за 2011 год.

Издатели видят в планшетных компьютерах грядущее спасение периодической прессы. Не обманутся ли они в своих ожиданиях? Моя статья в журнале Adobe Magazine, февраль 2011 года.

В этой статье я расскажу, с чего начались е-книги, что с ними происходит сейчас и каково их будущее.

В США е-книги из нишевого продукта превратились в массовый и вполне ходовой товар. Но как известно, Россия — не Америка…

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.