Всё более широкое использование Интернета для распространения информации вызывает множество предсказаний о закате и, в конечном счёте, полном исчезновении печати. В 2008 году президент Microsoft Стив Балмер с уверенностью заявлял: «Через десять лет всё потребление информации будет происходить исключительно через IP-сети. Ни газет, ни журналов в печатной форме не останется. Всё будет доставляться только в цифровой форме».
Прошло два года, и это предсказание выглядит не слишком достоверным. Кроме того, это мнение кардинальным образом отличается от высказанного Билом Гейтсом в 2006 году: «Я уверен, что пройдёт 50 лет и даже больше — и всё равно кто-то будет печатать газеты и доставлять их кому-то и куда-то».
Выживание полиграфической отрасли, однако, напрямую зависит от готовности печатных медиа адаптироваться к изменениям, продолжает Гейтс. «Мы видим, что молодёжь всё больше ценит гибкость, с которой Интернет позволяет им выбирать темы, которые их интересуют, переходить по ссылкам и видеть горячие новости. Мы находимся на этапе, когда каждое издание должно подумать о своей цифровой стратегии».
От ремесла — к компьютеру
Полиграфисты никогда не были особенно сильны в маркетинге, поэтому не удивительно, что большинство из них неверно представляют себе, что сегодня представляет собой печать. Распространение цифровой информации и Интернет заставляют печатную индустрию радикально изменить свой облик — от ремесла к компьютерной технологии.
Современная офсетная печатная машина — как те, которые довёли до совершенства немецкие производители Heidelberg, manroland и KBA, или японская Komori, — это невероятно автоматизированное устройство с компьютеризированным управлением, позволяющим в кратчайшее время подготовиться к печати, и высочайшей скоростью работы при неизменном качестве печати. Достаточно посмотреть на современную офсетную машину, способную наносить полноцветное изображение на обе стороны листов бумаги шириной в метр со скоростью 18 тысяч оттисков в час, и при этом управляемую одним человеком, — и станет ясно, как компьютерные технологии преображают нашу индустрию.
«Новый печатный бизнес»
Интересно посмотреть на то, как традиционные аспекты печатной индустрии сочетаются с миром цифровой информации и последними IT-технологиями. «Новый печатный бизнес» (цитата из рекламы Xerox) стал цифровым.
Цифровая печать — это как офисная печать на стероидах. Именно здесь такие компании, как Canon, HP, Kodak, Océ, Ricoh, Xerox и многие другие, меняют облик печати. Использование электрографической (тонерной) технологии привело к появлению новой формы печати. Печать малых тиражей и индивидуально персонализированная печать открыли новые рынки, на которых продукция создается онлайн и передаётся напрямую в типографию. Так можно печатать фотоальбомы, календари, поздравительные открытки, рекламную и представительскую продукцию. Эта технология также позволяет печатать книги сверхмалыми тиражами.
Современные высокоскоростные цифровые печатные машины, использующие струйную технологию со скоростью около 3 тысяч полноцветных оттисков в час, способны изменить экономику многих других форм печати. Например, они позволят печатать газеты с микрозонированием рекламных объявлений и редакционного контента, даже вплоть до уровня индивидуализации под конкретного подписчика. Книгоиздатели также изменять свои бизнес-модели и смогут значительно сократить объемы непроданных книг.
Новые цифровые печатные технологии также становятся ключевой частью того, что принято называть «многоканальные коммуникации». Здесь все способы распространения информации работают совместно. Например, сообщение e-mail генерирует запрос с к персонализированной веб-странице (PURL), которая создаётся специально для этого запроса.
Мало-помалу
Печатная индустрия, несомненно, ощущает на себе сильное влияние Интернета. Многие виды печатной продукции исчезли (например, энциклопедии, прайс-листы, каталоги запчастей и руководства по эксплуатации), поскольку Интернет является для них более удобным средством распространения. Объёмы других заказов, наоборот, растут: например, упаковочная печать, где цифровые технологии позволяют не только снизить минимальный тираж, но и обеспечить защиту от подделки (в упаковке для фармацевтики и программного обеспечения).
Для новых продуктов время — самый важный фактор. Новые подходы, позволяющие владельцам брендов эффективно взаимодействовать с типографиями, могут на недели сократить период разработки упаковки. «Если типография желает сотрудничать с нами, ей обязательно следует приобрести цифровую машину, или в будущем возникнут трудности», — говорит Пол Франс, ответственный за печать упаковки в Procter & Gamble.
Выставка IPEX покажет, что печать — это не отсталая, умирающая индустрия, как её часто изображают СМИ, а динамичная, прогрессивная и очень высокотехнологичная отрасль. Это также одна из крупнейших отраслей мира — и лидеры IT-индустрии, такие как HP и Xerox, видят в ней основную область для роста своего бизнеса. Печать и Интернет конкурируют между собой, но также дополняют друг друга. Ни один из них не сможет существовать в будущем без другого.