Пост

stevejobs2

Брайан Голдберг написал хорошую статью, но я совершенно не согласен с его выводами. В основе беспрецедентного успеха Apple в конце 90-х- первой декаде 2000-х лежит не стечение обстоятельств, а именно гений Стива Джобса. И трагическое отсутствие этого гения станет причиной неминуемого и достаточно скорого заката Apple – в этом я тоже убежден.

Прежде всего, Голдберг грубо ошибается в основных посылках. Apple выкарабкался из пропасти, в которой оказался к 1996 году, вовсе не благодаря росту емкости жестких дисков или распространению интернета. Успех Apple можно описать следующим набором вех: iMac – iBook – iPod – iPhone – MacBook (прежде всего, Air) — iPad. Никакого отношения к этой цепи аргументы автора статьи не имеют.

Вернувшись к руководству Apple, Стив Джобс не принялся «обихаживать» старых клиентов, графических дизайнеров. Напротив – он поставил своей целью завоевать массового потребителя, ранее к бренду Apple равнодушного. Каждый из продуктов приведенной выше цепи (возможно, за некоторым исключением iBook), по сути, становился базой для новой ниши, ранее не существовавшей. Именно в этом и проявилась гениальность Стива Джобса – в способности создавать новые ниши, давать потребителям продукты и сервисы, о необходимости которых для себя они ранее и не подозревали.

Успех iMac'а уж точно никак не был связан с ростом емкости жестких дисков…

Успех iMac'а уж точно никак не был связан с ростом емкости жестких дисков…

В отличие от Голдберга, я никогда не был большим поклонником Apple и с некоторым удовлетворением наблюдаю за тем, как компания теряет свои позиции – а это уже почувствовали инвесторы, несмотря на прекрасные текущие финансовые показатели. Причины просты, и они вовсе не в том, что «тектонические изменения технологического ландшафта» остались в прошлом, — да это и не так, впереди у нас наиболее важный сдвиг, переход к мобильности как основе мира персональных компьютеров. Apple губит то, что на смену визионеру Джобсу, создающему новые сущности, пришел способный маркетолог и менеджер Кук, — и созидание прекратилось. За время отсутствия Джобса Apple не предложил ни единой инновации. Череда новых версий iPhone и iPad не привнесла в эти революционные продукты ничего принципиально нового: ну не считать же инновациями увеличение экрана в iPhone 5 или уменьшение оного в iPad Mini! Более того: своим позорным фиаско с Apple Maps компания Тима Кука наглядно показала своим пользователям, что бизнес для нее куда важнее их блага, — уверен, Стив Джобс никогда такого не допустил бы.

Свято место пусто не бывает, и в отсутствие Apple на инновационной арене первенство в гонке постепенно переходит к Samsung и Google. Я уверен, что через пару лет Android станет доминантной платформой и на рынке планшетов. Создав Galaxy S III, Samsung показал рынку, что iPone по сегодняшним меркам, в общем, довольно посредственный смартфон, а после появления Nexus 10 и iPad перестал быть эталоном планшетного компьютера. Почему это случилось? Из-за отсутствия «тектонических сдвигов»? Вовсе нет – из-за того, что Apple, в отличие от конкурентов, утратил способность к качественному (а не количественному) совершенствованию своих продуктов.

После ухода Стива Джобса его уникальный дар визионера и креативный гений перестал компенсировать недостатки, которыми тот же самый Джобс наградил Apple, и прежде всего, высокомерную закрытость платформы, авторитарный подход к пользователям и девелоперам, одержимость полным и всеобъемлющим контролем. Сегодня компании, по сути, нечего предложить пользователям, кроме (пока еще) модного супербренда, и тут я согласен с Голбергом: у людей исчезает необходимость в приобретении очередных версий существующих продуктов Apple, а ничего принципиально нового Apple им не предлагает и, по-видимому, уже не может предложить. Кстати, ситуация очень напоминает первый закат Apple в конце 80-х годов, когда Mac’и стали неуклонно вытесняться и быстро совершенствующимися и куда более дешевыми Wintel-компьютерами, — только сегодня в роли «подрывника» выступает не Microsoft, а Google.

Эпоха безраздельного господства Apple пришла к концу, и слава богу. Жаль лишь, что Стив Джобс больше уже не произведет новых революций, а фигура, равновеликая ему в этом смысле, пока на горизонте не просматривается. Джефф Безос следующим Стивом Джобсом уже точно не станет.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 22 декабря 2012 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Нет сомнений в том, что Стив Балмер фактически уволен. Также нет сомнений, что уволить его мог только один человек, и зовут его Билл Гейтс. Так ли это, и в чем причины увольнения руководителя Microsoft?

Знаменитый писатель умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Владельцем одной из крупнейших газет США стал человек, умеющий создавать подрывные инновации и готовый спокойно ждать, пока они дадут результат. Что это означает для медиа-индустрии?

Знаменитые и (некогда) успешные издания Newsweek и BostonGlobe сменили владельцев. Кто и почему покупает сегодня медиа-бренды?

Новый сценарий Кормака Маккарти непохож на обычные сценарии, но очень похож на другие книги знаменитого американского автора.

Презентация новых моделей Blackberry не остановила падения стоимости акций компании и не прибавила уверенности в будущем бренда Blackberry.

И тот и другой фильмы – про агентов ЦРУ, и тот и другой – триллеры, и тот и другой рассказывают о реальных событиях, еще недавно бывших тайной за семью печатями, оба удостоились высоких наград... Но насколько же «Цель…» глубже, объемнее и насыщеннее, чем «Арго»!

Три дня назад покончил с собой Аарон Шварц. Трудно одной фразой определить, кем он был. Вслед за англоязычной Википедией скажу, что он был интернет-активистом. Мы знаем, что ему не так давно исполнилось 26 лет и он, судя по всему, был компьютерным гением. Что он участвовал – в возрасте 14 лет – в разработке стандарта RSS первой версии (скажите спасибо ему все, […]

Новый фильм Тарантино не претендует на историчность. Но даже несмотря на это, явных исторических ляпов в нем многовато.

В российской версии фильма «Координаты «Скайфолл» обнаружились скрытые смыслы, неведомые даже его создателям. Так сказать, переводчики шутят.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.