На состоявшейся позавчера [[a=276]]презентации iPad2[[/a]] Apple не просто продемонстрировал новый, более быстрый, тонкий и лёгкий планшет. Он — может быть, впервые — приоткрыл завесу над тем, как он видит будущее. Так сказать, мир компьютеров по версии Apple. Мир этот, честно говоря, устрашает.
В этом мире не останется PC — либо они будут низведены до унизительной роли рабочих инструментов, вроде сегодняшних калькуляторов или ворд-процессоров.
В этом мире характеристики девайса больше не будут играть никакой роли. Пользователи перестанут интересоваться — а производители похваляться — быстродействием процессора, объёмом памяти или скоростью видеокарты. Вместо этого всех будет интересовать две вещи, для которых пока нет адекватного перевода на русский, — experience и environment. Первое должно быть как можно богаче, второе — насколько возможно, шире.
В этом мире почти не будет слышно о компании со странным названием Microsoft. Да и самого слова «soft» больше не будет — его место прочно займёт слово «app».
И возможно, в этом мире останется только один производитель компьютерных устройств — компания Apple. Её доминирование будет абсолютным, а суммарная рыночная доля конкурентов — ничтожно малой. Да и не конкуренты это будут, а copycat’ы, жалкие подражатели.
Вам хочется жить в таком мире? Мне — нет.
***
Будем смотреть на вещи реально: сегодня пошатнуть господство Apple в самом важном сегменте индустрии — на рынке планшетных устройств — невозможно.
Я уже неоднократно писал, что конкурентам до сих пор не удалось и близко подойти даже к первой модели iPad — ни по параметрам, ни, что очень важно, по цене.
Столь же очевидно, что послезавтра составить конкуренцию Apple не сможет уже никто. А ведь большинство компаний, целящихся сегодня на рынок планшетников, рассчитывают именно на послезавтра. И для HP, и для RIM недостаточно просто выпустить собственные устройства — надо ещё создать для них тот самый environment, причём создать практически с нуля, в условиях, когда пользователям iPad уже сегодня доступны 65 тысяч приложений. Реальна ли такая задача? Вряд ли.
Microsoft, от которого ждали ответных ударов, от борьбы уклонился, заявив, что «операционная система для планшетных устройств появится не ранее конца 2012 года», — всё равно что никогда. Причём особое значение тут имеет не столько смысл признания, сколько сам факт его появления сегодня. Это не что иное, как полная и безоговорочная капитуляция. «На меня, ребята, можете не рассчитывать».
Итак, сегодня ответить Apple некому, послезавтра это станет невозможным. Остаётся завтра. Но и завтра это под силу единственному игроку.
***
Представьте себе рынок... ну, например, принтеров. На этом рынке, допустим, есть HP и все остальные производители. А теперь представьте, что, по какой-то неведомой причине, лишь HP собственноручно производит расходные материалы к своим принтерам, остальные же производители делать этого не могут.
Как вы думаете, кто станет лидером на таком рынке?
Разумеется, это будет HP. И причина проста — контролируя рынок расходников к своим принтерам, он получает огромное преимущество в гибкости экономической модели своего принтерного бизнеса. Например, при достаточном объёме рынка, для него — в отличие от конкурентов — не существует предела, ниже которого он не сможет опустить цену своих принтеров. Вертикальная интегрированность позволит ему влиять на экономику технологически — например, удешевлять устройства, перенося часть компонентов из принтера в картридж. Наконец, немаловажным является тот факт, что для HP рынок apriori шире, чем для остальных производителей, — а значит, и заинтересованность у него выше, что может вылиться, к примеру, в увеличение расходов на НИОКР.
Надеюсь, предложенная мной параллель понятна. На рынке планшетников сегодня только Apple контролирует рынок «расходников» к своему устройству — причём делает это куда более жёстко и решительно, чем HP по от