Известный специалист в области издательского дела, преподаватель и консультант Самир Хусни (кстати, он выступал в Киеве в типографии «Триада» на недавней презентации машины Komori System 438S) опубликовал в своём блоге «Mr.Magazine» пост под названием «Что такое, на самое деле, журнал?». Пост вызвал живой интерес и шквал комментариев на отраслевых ресурсах.
Самир Хусни утверждает, что журнал — не журнал, если он не напечатан красками на бумаге и не сшит в брошюру. Он пишет:
Журналы — это нечто большее, нежели просто контент. Журналы гораздо больше, чем информация, слова, изображения и краски, объединённые платформой, которая служит лишь носителем. Журналы, все и каждый, и все номера и каждый в отдельности, это тотальное ощущение, которое задействует все пять органов чувств читателя. Ничто не случайно. Это полный комплект. Без краски, бумаги, тактильного ощущения, запаха, вида, это не может называться журналом.
Заманчивый тезис? Журнальная печать не может умереть по той простой причине, что без печати это уже не будет журналом. А поскольку о смерти журнальной индустрии никто не говорит, то и печать, выходит, бессмертна.
Но я не согласен. Вполне возможно дать полное определение журналу, и в этом определении не будет ни слова о печати на бумаге. Вообще говоря, такое определение уже существует. Его дал ещё один журнальный гуру Боб Сакс, По его мнению, критерии для того, чтобы считать издание журналом, следующие:
Издание должно быть разбито на страницы; отредактировано; свёрстано; датировано; должно выходить постоянно и периодически.
Увы, тут не ни слова о том, что оно должно быть напечатано.
Да, действительно, люди, привыкшие читать печатные журналы, с трудом и без удовольствия пользуются, скажем, PDF-версиями. Но стóит с детства приучить человека к чтению журналов в электронной форме — и он не будет ощущать никакого желания взять в руки напечатанный журнал.
Да что говорить: и сама статья Самира Хусни, и все комментарии к ней, и строки, которые вы читаете сейчас, напечатаны отнюдь не в бумажном журнале.