Сегодня я был приглашён на радио «Говорит Москва» — порассуждать в компании уважаемого Сергея Варшавчика о том, действительно ли блогосфера становится чем-то вроде помойной ямы силами глупых, злых и больных, а также – предположительно – нанятых некими властными/околовластными структурами борзописцев, которые гадят в комментариях к любому посту в любом мало-мальски популярном блоге.
Я говорил о том, что, вообще-то, у проблемы есть три составляющие.
Во-первых, банальный флейм. Эта беда стара, как сам интернет. Всегда найдутся люди, которые готовы разогреть любую дискуссию, поднят градус обсуждения до невозможного накала, перейти на личности или уйти далеко в сторону от первоначального вопроса. Знаменитому закону Гудвина, на минуточку, уже без малого двадцать лет, и он был сформулирован тогда, когда ни блогов, ни форумов, ни социальных медиа еще и в помине не существовало – один только Usenet/Fidonet.
Во-вторых, коммерческий спам в комментариях. Вот это реальное зло, поскольку, как полагают некоторые, восемь из десяти комментариев во многих блогах являются спамерскими. Цель спаментариев проста – разместить в шапке или в теле комментария ссылку на страницы, созданные SEO- и SMO-оптимизаторами для продвижения определённых сайтов. Хуже всего то, что на смену легко обнаруживаемым ботам в этом грязном деле приходят живые спаментаторы, за малую копеечку целыми днями строчащие комментарии типа «Классная статья, автору респект», «Последняя мысль спорная, но в целом заставляет задуматься» или «Прикольно, блин!» – внешне вполне осмысленные, но несущие никакой информации. Именно это, на мой взгляд, главная беда блогосферы сегодня.
И наконец, те самые «наймиты власти», поливающие грязью врагов Родины, «дерьмократов» и «либерастов» в комментариях к любому посту, хоть как-то затрагивающему политические темы. Лично я не уверен в существовании организованных структур, занимающихся подобной деятельностью. В любом случае комментарий «наёмника» никак не отличить от крика души человека, искренне брызжущего ненавистью к вышеупомянутым оппонентам. Даже если это и делается за деньги, речь идёт об искусственном «создании ситуации» с обычной целью освоения бюджетов – кого-то наверху убедили, что без такого противодействия оппозиционные блоггеры смогут «раскачать лодку».
Да и какую цель могут преследовать люди, нанимающие платных комментаторов? Дискредитировать интернет как медиум? Но это то же самое, что попытаться дискредитировать речь, язык как способ выражения мыслей тем, что нести ахинею и ругаться матом на каждом перекрёстке. Или, скажем, опорочить живопись, рисуя похабные картинки на заборах.
В любом случае, три эти составляющие, в какой бы пропорции приносимый каждой вред ни распределялся, уже привели к тому, что блогосфера перестала быть отражением реального состояния умов. Замеры блогосферы сегодня не дают представления о реальности, и Яндекс уже де-факто это постулировал. Ну и что? Кто-то до сих пор горюет по поводу того, что расположение сайта в списке найденных по поисковому запросу не имеет никакого отношения к его, сайта, популярности? Просто – это так есть, и ничего тут не поделаешь.
А что делать? Вот тут всё ясно. Соблюдать гигиену, выносить мусор, заботиться о своём блоге и не позволять ему превращаться в помойку. Решили завести попугайчика – будьте готовы чистить клетку. Решили завести блог – готовьтесь вычищать спам.