Пост

Хотите знать, что такое настоящий вирусный маркетинг в действии? Стивен Кинг опубликовал роман, всё действие которого происходит вокруг ридера Amazon Kindle.

Небольшой (для Кинга, известного масштабными произведениями) роман «УР» (UR) появился в феврале этого года и продавался только в электронном виде, в формате Kindle. Гаджету в романе уделяется очень много места; вообще говоря, это центр, вокруг которого и разворачиваются события. Конечно же, сверхъестественные, как же иначе.

Фабула следующая. Главный герой Уэсли Смит, преподаватель литературы и не большой любитель новейших технологий, случайно увидев гаджет у одного из учеников на уроке, неожиданно для самого себя покупает Kindle. Устройство — само собой — оказывается не обычным, а с секретом: оно приходит к Смиту по ошибке и не откуда-нибудь, а из параллельной вселенной (очередная отсылка к «Чёрной Башне»). Вначале учитель получает доступ к миру литературы, о котором ни один читатель и мечтать не мог: произведениям великих авторов, существующим только в других реальностях, где обстоятельства жизни писателей  были иными. Естественно, когда дверь в иной мир оказывается открытой, это таит в себе массу опасностей, но в конце концов, всё кончается более или менее благополучно.

Но вот вопрос — сколько единиц Kindle продал Amazon благодаря такой, с позволения сказать, рекламе? Более того — сколько почитателей таланта Кинга купили Kindle только для того, чтобы прочесть роман, не продающийся в другом формате? Блестящая маркетинговая идея.

Привожу кусок романа, а именно, то место, где главному герою приходит мысль купить гаджет, и как затем он это делает. Хендерсон, как ясно из текста, — ученик, принесший Kindle на урок. Розовый цвет купленного устройства — понятно, свидельство его «нездешнего» происхождения. Перевод мой.

…Поэтому он находился в скверном настроении и был не прочь на ком-нибудь отыграться, когда подошёл к Хендерсону и сказал: «Уберите. Это урок литературы, а не интернет-кафе».

Парнишка поднял глаза и приветливо улыбнулся. Настроение не улучшилось, но раздражение сразу пропало. По природе Уэсли был незлым человеком; он считал себя ипохондриком, возможно, склонным к депрессиям. […] Он даже не мог как следует разозлиться на ученика, который развлекался со своим карманным компьютером (или Nintendo, или бог знает чем ещё) на его уроке.

— Но это же домашнее задание, м-р Смит, — сказал парнишка […]. — «Случай Пола». Посмотрите сами.

Парень повернул гаджет, чтобы Уэсли мог посмотреть. Плоская белая панель, прямоугольная, толщиной чуть более сантиметра. Сверху надпись «Amazon Kindle» и логотип со смайлом, который Уэсли хорошо знал; он не был полным профаном в компьютерах и много раз заказывал на Amazon книги (хотя обычно сначала заходил в местный книжный магазин, частично из жалости; даже кошка, дремлющая в витрине, выглядела страдающей от недоедания).

Но самым интересным в устройстве было не лого и даже не клавиатура с маленькими кнопками (компьютерная, конечно же!) внизу. У гаджета был экран, а на экране не какой-нибудь скринсэйвер и не видеоигра с мускулистыми мужчинами и женщинами, уничтожающими зомби среди руин Нью-Йорка, а страница рассказа Виллы Катер о бедном мальчике со склонностью к самоубийству.

Уэсли протянул руку, потом отдёрнул её. «Можно?»

— Пожалуйста, — сказал Хендерсон, Ричард или Роберт, как-то так его звали. — Очень удобно. Книг загружаете сколько хотите, шрифт можно сделать любого размера. И книги стоят дешевле, потому что не нужно ни бумаги, ни переплёта.

Уэсли почувствовал себя неуютно. Все в классе смотрели на него. Вероятно, ученикам было непросто решить, относится ли их тридцатипятилетний преподаватель к Старой Школе (как древний доктор Уэнс, который в своём костюме-тройке удивительно походил на крокодила) или к Новой (как Сюзанна Монтанари, которая на вступительном уроке курса современной драмы включала Аврил Лавинь). Уэсли подумал, что от его реакции на&nb
sp;Kindle будет зависеть их окончательный вердикт.

— М-р Хендерсон, — сказал он, — книги будут существовать всегда. Это означает, что всегда будет и бумага, и переплёт. Книга — это реальный объект. Книги — наши друзья!

— Да, но! — ответил Хендерсон, его улыбка стала несколько лукавой.

— Что «но»?

— Книги — это ещё и идеи и эмоции. Вы сами говорили на первом уроке.

— Ну, — сказал Уэсли, — тут вы меня поймали. Но книги это не только идеи. У книг есть запах, например. С годами он становится приятнее, навевает воспоминания. У этого вашего гаджета есть запах?

— Нет, — ответил Хендерсон. — Никакого. Но когда переворачиваешь страницы… вот, этой кнопкой… они вроде как шелестят, как в настоящей книге, и я могу перейти на любую страницу, и когда он переключается в спящий режим, появляются портреты знаменитых писателей, и зарядки хватает надолго, и…

— Это компьютер, — сказал Уэсли. — Вы читаете с компьютера.

Хендерсон забрал свой Kindle назад.

— Вы так говорите, как будто это плохо. Это же всё равно «Случай Пола».

— Вы что, никогда не слышали про Kindle, м-р Смит? — спросила Джози Куин тоном вежливого антрополога, интересующегося у дикаря племени Комбаи, слышал ли он про СВЧ-печи и обувь на высоких каблуках.

— Нет, — сказал он, не потому что это было правдой (он видел баннер Kindle, когда покупал книги на сайте Amazon), а потому, что, в общем и целом, предпочитал, чтобы ученики воспринимали его как принадлежащего к Старой Школе. Новая Школа казалась ему несколько… примитивной.

— Вам тоже стоит купить такой, — сказал Хендерсон, и когда Уэсли, неожиданно для самого себя, ответил: «Может быть, и куплю», класс разразился аплодисментами. Впервые за долгое время Уэсли почувствовал некоторую радость. Они хотели, чтобы он купил устройство для чтения книг, и, как показали аплодисменты, они действительно причисляли его к Старой Школе. Но небезнадёжной Старой школе.

Всерьёз о покупке Kindle он задумался только через пару недель. (В конце концов, если он причислял себя к Старой Школе, следовало хранить верность книгам). […]Но, как сказал бы Хендерсон, разве это так уж плохо?

Он пришёл домой, включил свой старый десктоп Dell (ноутбука у него не было, чем он гордился) и зашел на сайт Amazon. Он ожидал, что гаджет будет стоить долларов четыреста, а может быть, и больше, если за топ-модель, но устройство оказалось куда дешевле. Он перешёл в раздел Kindle Store (который ранее так успешно не замечал) и увидел, что Хендерсон был прав: книги стоили до смешного мало. Романы в твёрдом переплёте (какой уж тут переплёт, ха-ха)  продавались дешевле большинства обычных книг в мягкой обложке. С учётом того, сколько он тратил на книги, Kindle вполне мог себя окупить. Что же до реакции коллег — все эти удивлённо поднятые брови — Уэсли обнаружил, что такая перспектива ему даже нравится. Вот она, человеческая природа, по крайней мере, природа педагога: в глазах учеников ты хочешь быть приверженцем Старой Школы, но в глазах коллег — Школы Новой.

Он представлял, как будет говорить: я экспериментирую с новыми технологиями. Ему нравилось, как это звучит. Новая Школа, целиком и полностью. […]

Так что он нажал на баннер «Купить Kindle», и гаджет прибыл на следующий день, в коробке с логотипом-смайлом и надписью «доставка на следующий день». Уэсли не заказывал доставку на следующий день и решил протестовать, если с его MasterCard спишут за это деньги, но, распаковывая новое приобретение, он испытал подлинное удовольствие — такое же, как и при получении посылки с книгами, но более сильное. Приближаюсь к неизведанному, подумал он. Не то чтобы он ожидал, что Kindle заменит ему книги или окажется чем-то большим, нежели просто новинкой, которая будет занимать его пару недель или месяцев, а потом, забытая и покрытая пылью, займёт место рядом с кубиком Рубика на полке с сувенирами в его комнате.

И ему даже не показалось странным, что Kindle Хендерсона был белым, а его — розовым. По крайней мере, тогда не показалось.

[…]

Он уже почти выключил компьюте

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 22 ноября 2009 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

Нет сомнений в том, что Стив Балмер фактически уволен. Также нет сомнений, что уволить его мог только один человек, и зовут его Билл Гейтс. Так ли это, и в чем причины увольнения руководителя Microsoft?

Знаменитый писатель умер в возрасте 87 лет. За свою жизнь он написал почти полсотни романов, 26 из которых стали кинофильмами, такими как «Контракт с коротышкой» или «Джеки Браун».

Владельцем одной из крупнейших газет США стал человек, умеющий создавать подрывные инновации и готовый спокойно ждать, пока они дадут результат. Что это означает для медиа-индустрии?

Знаменитые и (некогда) успешные издания Newsweek и BostonGlobe сменили владельцев. Кто и почему покупает сегодня медиа-бренды?

Новый сценарий Кормака Маккарти непохож на обычные сценарии, но очень похож на другие книги знаменитого американского автора.

Презентация новых моделей Blackberry не остановила падения стоимости акций компании и не прибавила уверенности в будущем бренда Blackberry.

И тот и другой фильмы – про агентов ЦРУ, и тот и другой – триллеры, и тот и другой рассказывают о реальных событиях, еще недавно бывших тайной за семью печатями, оба удостоились высоких наград... Но насколько же «Цель…» глубже, объемнее и насыщеннее, чем «Арго»!

Три дня назад покончил с собой Аарон Шварц. Трудно одной фразой определить, кем он был. Вслед за англоязычной Википедией скажу, что он был интернет-активистом. Мы знаем, что ему не так давно исполнилось 26 лет и он, судя по всему, был компьютерным гением. Что он участвовал – в возрасте 14 лет – в разработке стандарта RSS первой версии (скажите спасибо ему все, […]

Новый фильм Тарантино не претендует на историчность. Но даже несмотря на это, явных исторических ляпов в нем многовато.

В российской версии фильма «Координаты «Скайфолл» обнаружились скрытые смыслы, неведомые даже его создателям. Так сказать, переводчики шутят.

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.