В момент появления полиграфия была подрывной инновацией. Сегодня цифровые технологии подрывают уже саму полиграфию, и этот процесс необратим.
[[more]]
В 9-м номере нашей газеты BLOGoff был опубликован комикс «Подрывные инновации». Вот он.
В XV веке, сразу после изобретения Гутенберга, печать была именно такой подрывной инновацией. Полиграфическое воспроизведение книг делало ненужным труд переписчиков — а это ремесло было весьма распространённым и почётным, особенно в монастырях. Немецкий монах Иоганн Тритемий даже написал опус «Похвала переписчикам», в котором выступал в защиту ручного копирования манускриптов. Он писал, например: «Печатная книга изготовлена из бумаги, и, подобно бумаге, её ждёт быстрое забвение. Переписчик же, работающий с манускриптом, оставит долгую память о себе самом и о своём тексте». (Интересно, что для распространения своего труда Тритемий, как ни в чём не бывало, воспользовался печатным станком — его труд был напечатан в 1494 году).
Сегодня новые цифровые технологии — Интернет, социальные медиа, электронные книги, безбумажный документооборот — являются подрывными по отношению к полиграфии, и с этим ничего не поделаешь. Практически все коммуникационные каналы, которые использовали бумагу как носитель информации, в той или иной степени затронуты цифровой революцией. Прямая почтовая рассылка используется всё реже. Печатные издания, страдающие от падения тиражей и рекламных доходов, закрываются или уходят в онлайн. Отраслевые выставки посещаются всё меньше.
Почему? Очень просто: новые технологии объективно дешевле и эффективнее старых. Сегодня не типографии конкурируют друг с другом, а полиграфия в целом конкурирует с электронными медиа, и эта конкуренция неизбежно будет проиграна. По сути, она уже проиграна. Вот почему не стОит ждать повышения цен на печатные услуги.
Последнмй гвоздь в гроб полиграфии вбил iPad. Через несколько лет мы станем очевидцами смерти не только газетной, но и журнальной индустрии. Подрывные инновации закончат своё чёрное дело.