В фильме Жако ван Дормеля «Господин Никто» (Mr. Nobody, 2009) главный герой Немо, 118-летний старик в 2092 году, впавший в маразм и воображающий, что ему 34 года, читает газету — такую, какой представляют её себе создатели фильма через 80 лет.
На это стóит посмотреть.
По моему глубочайшему убеждению, газеты станут именно такими, причём гораздо раньше, чем через 80 лет. Я думаю, лет через 10, максимум 15.
[gallery=11]А вот вам отрывочек из фильма, позволяющий увидеть электронную газету во всей её красе.
А вообще, это вовсе не научно-фантастический фильм. Это философский фильм о любви и судьбе человека, о решениях, которые мы принимаем, о выборе, который делаем, и о его последствиях.
Посмотрите фильм. Очень советую. Один из самых умных и красивых фильмов, которые мне встретились за последнее время.
P.S. Для тех, кто уже посмотрел фильм или не боится спойлеров.
Очевидно, что фильм является реализацией идеи, предложенной Борхесом в рассказе «Сад расходящихся тропок»: произведение (в рассказе роман), где реализуется и описывается каждый выбор из всех, которые делает главный герой, а также последствия этого выбора.
Я набросал граф событийных развилок, показанных в фильме (как в другом рассказе Борхеса, «Анализ творчества Герберта Куэйна»), и вот что у меня получилось.
Главный вопрос фильма — что же на самом деле произошло с Немо в жизни, по каким развилкам он шел к заключительным дням своей жизни? Если отмести версию самого Немо — что ни одна из рассказанных им историй неверна и что мальчик вообще не стал делать выбор (на мой взгляд, неубедительную), то из моего графа видно, что дожить до 118 лет Немо мог лишь в одном случае: если бы уехал с матерью и полюбил Анну (исход 1/1.1). Все остальные развилки кончаются его безвременной смертью (что отмечено квадратиками). Кроме того, можно предположить, что Немо так и не нашёл Анну: в противном случае, почему он остался бы в возрасте 118 лет один и в полной безвестности, а не в окружении внуков и правнуков?
Примечания. Я делаю допущение, что исход 2.2.1а — не плод литературной фантазии героя, я реальное событие. В этом случае это прямое следствие исхода 2.2.1, где Элис погибает (а Немо, верный своему слову, везёт её прах на Марс).
Исходы 1а и 1b, на мой взгляд, равнозначны с точки зрения последствий, поскольку мать Немо полюбила Гарри (отца Анны) ещё до ссоры с отцом и ехала, в сущности, именно к Гарри, так что Анна должна была появиться в доме Немо вне зависимости от исхода из разговора на пруду.