Устройства для чтения электронных книг становятся фактором, определяющим будущее направление развития мировой системы образования. Причём, как выясняется, это характерно и для России.[[more]]
Журнал «Огонёк» опубликовал статью, рассказывающую о перипетиях внедрения электронных устройств, и прежде всего, ридеров, в отечественный образовательный процесс. Четыре московские школы в качестве эксперимента начинают использовать ридеры вместо бумажных учебников. Ридеры специальные, с большим экраном.
Не успели авторы эксперимента (среди них, между прочим, и Георгий Васильев из «Ивасей») начать его осуществлять, как тут же появляется открытое письмо руководителей издательств, выпускающих учебники. В нём они предостерегают чиновников и мэра о вреде ридеров для здоровья учащихся, а также предрекают полный крах воспроизводства учебно-методических пособий. Мол, остановите прогресс, Юрий Михайлович, — мы слезем.
А вот и западные чиновники от образования обеспокоены тем, что ридеры, видите ли, создают затруднения в обучении для слепых и слабовидящих детей. Как будто бумажный учебник способен принести им больше пользы. Я не понимаю, что, в США слепые дети учатся вместе со зрячими? Почему нужно и тут тормозить прогресс ради некоего частного случая. Тем более, что приспособить электронное устройство для нужд слепого ребёнка сегодня куда проще, чем бумажную книгу.
Самое главное, что следует из этих «эксцессов»: и сторонники, и противники использования девайсов в образовании руководствуются не стремлением усовершенствовать учебный процесс, а исключительно коммерческими соображениями. Я не удивлюсь, если окажется, что российские издатели учебников (а это закрытая каста с большими возможностями) победит и внедрение ридеров будет прекращено. А причин масса — взять, например, пресловутый вред для здоровья. То, что ридеры на электронных чернилах не мерцают и вредны для глаз не более, чем бумажные книги, защитникам печати, видимо не указ.
К счастью, прогресс не остановить, как ни старайся. А отдельные исключения из этого постулата лишь подтверждают правило. Взять хотя бы отказ от огнестрельного оружия в Японии XVIII-XIX веков, что закончилось, как известно, глобальным военно-технологическим отставанием и канонерками коммодора Перри. Не дай бог нам оказаться в таком же положении с отечественным образованием.