Как я уже [[a=256]]неоднократно писал[[/a]], издателям, стремящимся в полной мере использовать преимущества планшетной платформы, нужны принципиально новые подходы. На сегодняшний день они, ведомые Apple и его суровыми правилами дистрибуции контента, с одной стороны, и Adobe/WoodWing с их жестким подходом к созданию приложений, с другой, зашли в тупик. И цифры продаж газетно-журнальных приложений этого года, почти наверняка, не будут лучше прошлогодних, и The Daily, увы, не указал дорогу к свету.
***
Итак, что мы имеем на сегодняшний день?
Архитектура планшетных изданий
Подход, предложенный Adobe/WoodWing, по сути, приговаривает издателей к воспроизведению структуры печатного издания в электронном формате. Им предлагается собрать в публикацию набор последовательно просматриваемых страниц-картинок, приправив их более или менее оправданными анимационными элементами. Этот подход имеет множество имманентных и непреодолимых недостатков. А именно:
Отсутствие обновляемости. В нынешнем стремительном мире новости приходят каждый час, и концепция периодического издания безнадёжно устарела. The Daily наглядно показала, что даже ежедневное издание не способно поспеть за быстротекущей жизнью. А как обновлять PDF с Flash-вставками (или, если хотите, PowerPoint-презентацию)? Единственным образом — собирая и заканчивая его заново. Нет, это не вариант.
Полная закрытость. Пользователи стремятся к социализации, ищут возможности делиться информацией, обсуждать её, даже видоизменять. Издатели — с нелёгкой руки разработчиков — полностью игнорируют эту тенденцию. Оно и понятно — картинками вместо текста делиться не слишком удобно.
Громоздкость. Практика показывает, что размер файла — точнее, время скачивания — в значительной степени определяет желание (или нежелание) пользователей читать издание. Уже много раз говорилось, например, о чудовищном размере приложения Wired, на загрузку которого уходит больше времени, чем на поход к газетному киоску с целью покупки бумажной версии журнала. И главное, с размером файлов ничего поделать невозможно — картинки вместо текста.
Трудоёмкость в изготовлении. Вдумайтесь: каждую страницу издания нужно сверстать в двух вариантах — портретном и альбомном! Возможно, монстры-издатели обладают достаточными ресурсами для того, чтобы делать это, но как быть маленьким издательствам? Для них столь трудоёмкий процесс явно не годится.
Отсутствие универсальности. Хорошо, допустим, с iPad’ом более или менее разобрались. А как быть с другими платформами? Давайте подсчитаем: помимо iOS, есть ещё Android, WebOS, Windows 7, Windows Phone, Blackberry/QNX, ChromeOS... Или посмотрим на разрешение экранов устройств, имеющихся на рынке (или готовых на него выйти): 1024×768 (iPad), 1024×600 (Galaxy Tab, Nook, Blackberry Playbook), 800×480 (Dell Streak), 1280×800 (Motorola Xoom)... А ведь подход Adobe/WoodWing предполагает, что страницы публикации имеют фиксированный размер в пикселях! Так что же, издатели станут выпускать отдельные версии журнала для каждой платформы и каждого размера экрана? Да у кого есть на такое средства и силы? Как говорил граф Калиостро, седалища не хватит — усидеть на всех стульях сразу.[[nextpage]]
Система дистрибуции
Помимо принципиально неудачной методики создания приложений, у издателей есть не менее серьёзная проблема. Она называется Apple, и проблема эта непреодолима.
Опять же, как я [[a=264]]многословно писал[[/a]], Apple дал понять издателям, что он намерен жёстко и полностью контролировать как их доходы от продажи портрета, так и — что куда страшнее — их клиентскую базу. Стив Джобс спокоен и уверен в себе, и тому есть все основания — при существующем подходе издатели действительно никуда не денутся. Будут аккуратно делиться с Apple третью доходов (точнее, это Apple великодушно будет отдавать им две трети своего дохода) и терпеть тот факт, что все рычаги в руках производителя девайса. Если... не изменить парадигму.
***
Выход есть. Он называется HTML5.
Хотите примеры? Пожалуйста.
Стóит зайти на Chrome Web Store и выбрать раздел «News & Weather», как вашему взору предстанут вел
иколепно выполненные, удобные, лёгкие и изящные веб-приложения, созданные с использованием HTML5. Они наглядно показывают — возможности последней версии языка веб-разметки почти безграничны. Без какого бы то ни было Flash и посторонних плагинов можно создать прекрасную веб-среду, ничуть не уступающую приложениям на iPad’е. И знаете, что ещё? Большинство приложений Chrome прекрасно работают в Safari на iPad!
Я подготовил небольшую галерейку скриншотов этих приложений — на случай, если вам не захочется тратить время на скачивание... хотя какое скачивание? получение приложения из Chrome Web Store сводится к появлению иконки с ссылкой, не более того.
[gallery=27] [[nextpage]]
***
Вот ещё наглядный пример. Небольшой е-издательский стартап под названием Nomad Editions разрабатывает фреймворк для создания цифровых изданий, которые можно будет читать непосредственно через броузер.
Компания разрабатывает CMS, которая позволит издателям легко и без особых усилий размещать самый разный контент в гибком и удобном веб-приложении. Фреймворк носит название Treesaver, авторы обещают, что он будет открытым. Естественно, всё построено на HTML5.
Чтение изданий Nomad во многом напоминает использование Flipboard. Страницы листаются вперёд-назад (только в отличии от подхода Adobe/WoodWing, это чистый гипертекст) и даже подстраивают свой размер под разрешение экрана буквально на лету.
Вот что пишут авторы технологии о преимуществах своего подхода:
- Lingua Franca интернета. HTML поддерживается невероятным диапазоном устройств, от роскошных настольных компьютеров до недорогих мобильных телефонов.
- Ссылки и поисковые системы. Статьи в сайтах, построенных на технологии Treesaver, имеют собственные URLы, на которые можно ссылаться, и их находят поисковые системы.
- Закладки и социальные медиа. Treesaver работает через браузер, поэтому пользователи могут делать закладки и напрямую ссылаться на статьи. Друзья немедленно получат контент, которым вы с ними делитесь, без загрузки приложений и прочей ерунды.
- Связь с текущим контентом. Статьи в Treesaver — это просто структурированные HTML файлы, что означает практическое отсутствие необходимости конвертировать существующий текстовый контент, который можно получать через простые новостные ленты типа RSS. Видео или Flash могут оставаться встроенными в ваш контент (конечно, если браузер или устройство поддерживают Flash).
- Экосистема. Treesaver построен на стандартизованных технологиях, поэтому он может включать в себя массу инструментов веб-экосистемы: Google Analytics, видео YouTube, виджеты слайд-шоу и т.д.
- Встраивание. Можете встраивать статьи Treesaver в другие веб-страницы, как делается с видео YouTube. Встроенные статьи сохраняют формат Treesaver, что означает сохранение стиля и рекламы.
- Быстрая загрузка. В отличие от приложений публикаций, которые могут потребовать до гигабайтов памяти и сложны и дороги в загрузке в сотовых сетях, Treesaver лёгок и быстро загружается на любое устройство.
Я опять-таки, приготовил небольшую галерейку скриншотов изданий, сделанных на Treesaver. Местами пока довольно сыровато, но потенциал однозначно есть.
[gallery=28]***
И последний пример.
Yahoo! объявила о запуске проекта Livestand, цифрового «газетного киоска» и одновременно издательской платформы, целью которой будет доставлять персонализированный контент на разнообразные мобильные устройства. Компания обещает, что приложения для iPad и Android-планшетов будут готовы уже в первой половине этого года. Yahoo! явно целится на рынок агрегаторов вроде Flipboard или Pulse, собираясь предоставлять пользователям контент «на основе времени дня и местоположения». Готов побиться об заклад — это тоже будет HTML5.
P.S. В дополнение к этому посту я перевёл [[a=268]]очень познавательную статью[[/a]] о HTML5 из журнала Technology Review. Почитайте.
Фото в начале статьи: Evolution of reading on a subway by alui0000