Бурное развитие цифровых и мобильных технологий посеяли неуверенность среди издателей периодической прессы. Изменения в способах получения и потребления контента создали ощущение появления целого ряда тенденций, которые казались губительными для печатных СМИ и издательской индустрии в целом. Сегодня появляется информация, свидетельствующая о том, что слухи о смерти печати были сильно преувеличены, а то, что выглядело как тенденции, оказались мифами. (Каюсь, к мифотворчеству в некоторой степени приложил свою руку и автор этих строк).
Вот две «тенденции», которые вроде бы не подтверждаются. К счастью.
Тенденция-миф № 1. «Люди не хотят платить за контент».
Сколько было разговоров о том, что по мере увеличения количества цифрового контента читателей всё труднее будет заставить платить за информацию! Сколько призывов сделать весь цифровой контент (в том числе и журналы на планшетах) бесплатными и уповать на доходы от рекламы!
Вот смотрите: журнал The Economost. Прибыль растёт из года в год — в истекшем финансовом году снова увеличилась на 10%. При этом бо?льшую часть дохода издание получает именно от подписки. Которая, кстати, сто?ит запредельно дорого для западного журнала: более 120 долларов в год.
По мнению издателя The Economist Пола Росси, контент это самое ценное, что может быть у издания:
Мы извлекаем ценность там, где создаём её. Мы полагаем, что контент — это ценностное предложение, и уверены, что доступ к аудитории таковым не является.
Более того: как пишет The Wall Street Journal, цифровые версии журналов, как ни странно, помогают повысить ценность печатного издания. Вице-президент Condé Nast прямо так и говорит:
Исторически мы недооценивали свой контент. Сегодня настал один из тех моментов, когда достижения технологии способны помочь нам установить адекватную цену. И именно это мы и намерены сделать.
Тенденция-миф № 2. «Цифровые версии журналов заменят печатные».
Опрос, только что проведённый исследовательской компанией YouGov для годового отчёта журнала Vogue, показал, что печатные версии журналов вовсе не утратили своей актуальности (по крайней мере, это касается глянца). Было опрошено 2500 женщин. Вот результаты:
- 94% опрошенных любят «расслабляться» с печатной версией журнала;
- 82% респондентов не верят, что веб-сайты смогут когда-либо заменить печатные журналы;
- 84% опрошенных используют веб-сайты журналов для поиска информации, а печатные журналы — для вдохновения (что бы это могло означать? — А.Ш.);
При этом надо сказать, что большинство читательниц приветствуют мультиплатформенность изданий:
- только 6% респондентов ограничиваются исключительно печатными версиями, зато более трёх четвертей читают журналы на двух и более платформах;
- 17% участников читают и печатные журналы, и их веб-сайты, и мобильные приложения.
Надо сказать, данные далеко не новые. Ассоциация журнальных медиа (MPA) в своей брошюре «Magazine Media Factbook» приводит данные исследований 2010 года, согласно которым:
- 87% читателей цифровых версий журналов не намерены отказываться от печатных копий;
- 75% потребителей полагают, что цифровой контент дополняет печатный, а не заменяет его.
И вот уже Стивен Куин, издательский директор Vogue, оптимистично заявляет:
Журналы остаются вдохновляющей частью жизни потребителей. Цифра, которую ранее считали убийцей печати, вместо этого ещё усиливает приверженность читателя к любимому журналу.
Несколько смущает лишь то, что заказчиками всех этих опросов выступают как раз сами издатели журналов. С другой стороны, кому же ещё нужны такие исследования — не производителям планшетов же?
Фото в начале статьи: iPad Bathroom Magazine Rack by Mike Mylenbusch.