Вчера я рассказал о своих впечатлениях от американского компьютерного ритейла. Продолжаю тему.
Мобильная связь и сотовый интернет
Как многие знают, американский рынок сотовой связи коренным образом отличается от нашего. Подавляющее большинство сотовых телефонов — как смартфонов, так и фичафонов — продаются через брендированную розницу операторов, и даже покупая телефон в обычном магазине, вы приобретаете его уже привязанным к тарифному плану конкретного оператора.
Непривязанные (“разлоченные”) телефоны покупаются в основном через интернет, и это, в общем, нетипичный случай. Например, купить сегодня iPhone 5 без привязки к тому или иному оператору и без тарифного плана в принципе невозможно.
Плюсом такой модели является возможность приобрести субсидированный телефон, часть стоимости которого перенесена в тарифный план. Так, iPhone с двухгодичным планом можно купить за 200 долларов, а некоторые модели Nokia отдаются вообще бесплатно.
Но есть и важный минус. Вы не можете купить смартфон без так называемого data-плана (мобильного доступа в интернет), а у большинства основных операторов (Verizon. AT&T, Sprint) сотовый интернет строго безлимитный и стоит от 30 долларов в месяц. Иными словами, нужен вам 3G или не нужен, или вы пользуетесь им эпизодически, — стоимость сотовой связи автоматически повышается на 30 и более долларов. Это дорого даже по российским меркам.
Многие американцы относятся к такой ситуации как к данности и извлекают из нее максимум, активно пользуясь сотовым интернетом в дороге и общественных местах. Для других (я беседовал с такими), напротив, это является препятствием к приобретению смартфона. При том, что статистика указывает на значительное распространение смартфонов в США, обычные телефоны (фичафоны) у людей мне приходилось видеть чуть ли не чаще, чем в Москве.
Онлайн-торговля
На американском рынке интернет-торговли мобильными устройствами безраздельно господствует Amazon. По крайней мере, в глазах большинства людей, с которыми мне приходилось беседовать, онлайн-торговля и Amazon фактически стали тождественными понятиями.
Ассортимент Amazon огромен, новинки появляются быстро, доставка в течение двух дней бесплатна в любой точке США (для товаров со статусом Amazon Prime и покупателей, подписанных на эту услугу). Кстати, всего за 4 доллара можно получить заказ и на следующий день. Цены ниже, чем в рознице, а невозможность “пощупать” товар с лихвой компенсируется простотой его возврата.
Для российского человека удивительно наблюдать за тем, как работает Amazon. Посылку просто кладут на порог дома — ни накладных, ни подписи в документах. Процедура возврата товара тоже предельно проста: вы просто оформляете его в личном кабинете, распечатываете слип, наклеиваете его на коробку... и отдаете ее в ближайший офис UPS или даже любому водителю коричневого фургончика, встреченного на улице. Опять же — никаких расписок и никакой волокиты. Деньги приходят на карточку в течение 2 дней.
Есть еще одна интересная особенность. При покупке большинства товаров в рознице (за исключением продовольственных) вы платите, помимо прайсовой цены, налог VAT (аналог российского НДС). В отличие от нашей страны, в США VAT не включается в стоимость на этикетке, поскольку в разных штатах он различный. Впрочем, он относительно невелик: так, в DC и Мериленде VAT составляет 6%, а в некоторых штатах (Делавере, Орегоне, Монтане) его нет вообще.
И тем не менее, 6% может быть ощутимой суммой, особенно если вы имеете возможность их не платить. В Америке на настоящий момент действует закон, согласно которому онлайн-торговец, не имеющий физического представительства в конкретном штате (склада, офиса), не обязан взимать с покупателя VAT. Именно поэтому, скажем, в Мэриленде, при покупке товара на Amazon вы не платите этот налог. Вообще.
Вдумайтесь: мало того, что онлайн-торговец за счет отказа от многих обязательных для ритейлера статей расходов способен держать цены ниже, чем в рознице, — так он еще и налог не взимает! Неудивительно, что интернет-торговля в США так теснит розничные сети. Впрочем, судя по всему, в ближайшее время эту лазейку закроют, и Amazon будет взимать VAT наравне со всеми. Если вдуматься, это будет справедливым решением.
Завтра напишу про Microsoft и Google.