Сегодня я закончил самый трудный перевод из всех, что когда-либо делал.Но в то же время он оказался и самым интересным. Я говорю о переводесценария, написанного Тони Кушнером и Эриком Ротом по мотивам книгиканадского журналиста Джорджа Джонаса и превращённого СтивеномСпилбергом в фильм, получивший на последней церемонии Оскара пятьноминаций, в том числе, и за лучший сценарий. Я говорю о Мюнхене.
На самом деле, как это часто бывает, сценарий больше фильма. И ондействительно очень хорош. А сам материал сложен и, по большей части,нашему зрителю незнаком. Отсюда вывод — надо читать сценарий.
Читая сценарий, учитывайте следующие нюансы.
Большая часть событий, изображённых в фильме, мягко говоря,«непроверенная информация», «исторический вымысел» (выражение СтивенаСпилберга), а говоря по существу – выдумки и домыслы. Всё дело в том,что книга Джонаса «Возмездие: Подлинная история израильскойантитеррористической группы» основана на рассказах авантюристанаподобие барона Мюнхгаузена (это в лучшем случае). Американский частный детектив Ювал Авив, который и рассказалавтору эту «подлинную историю» от первого лица, никогда в Моссад неслужил и уж тем более не участвовал подобных в секретных миссиях. Здесьналицо неверное позиционирование фильма – Спилберга критикуют за то,что он положил в основу фильма подобную непроверенную информацию, хотяна самом деле режиссер никогда не заявлял, что снимает документальныйфильм.
Такое недопонимание возникло, по-видимому, из-за того, что многое в фильме исторически достоверно.
Прежде всего, мюнхенская трагедия 4 сентября 1972 года развивалась такили примерно так, как показано в фильме. Все имена соответствуютдействительности.
Далее, операция по устранению лиц, замешанных в организации мюнхенскойбойни (она носила кодовое название «гнев Божий») на самом деле былаинициирована израильским правительством и проведена Моссад. Конечно,никакой «группы Авнера» не существовало и не могло существовать (хотяпосле выхода книги Джонаса уже написаны диссертации о том, насколько,дескать, могут быть эффективны подобные автономные команды).
Ваэль Цвайтер, официальный представитель ООП в Италии, действительнобыл застрелен агентами Моссад в Риме в 16 октября 1972 года. Чутьпозже, а именно 8 декабря, в своей квартире был взорван представительООП во Франции Мохаммад Хамшари. Ясно, что убийства этих людей, которыеи не думали прятаться или скрывать свою деятельность, и участие которыхв непосредственной подготовки мюнхенского теракта было по меньшей меренедоказанным, не могли рассматриваться иначе чем акции устрашения состороны Израиля. Кстати (об этом в фильме не говорится), в течениепоследующих трёх месяцев в Европе были уничтожены ещё четверооперативников ООП и НФОП.
Также не подлежит сомнению подлинность информации о операции в Бейруте9 апреля 1973 года. Она носила кодовое название «весна молодости»,командовал ею Эхуд Барак и в её ходе были убиты трое важных людей виерархии ООП и Фатх.
Многие события операции «гнев Божий» остались за рамками фильма.
Самое главное, конечно, это фиаско Лиллехаммера, когда агенты Моссадубили невинного марокканского официанта, перепутав его с Саламехом.
Ничего не сказано в фильме и об убийстве одного из руководителей«Чёрного сентября», алжирца Мохаммада Будия, взорванного в Париже 28июня 1973 года (когда, по версии фильма, морально опустошённый Авнеруже вернулся в Израиль).
Спилберга почему-то упрекают в том, что он якобы поставил на одну доскупалестинских террористов и израильских мстителей. Мне не показалось,что эти упрёки справедливы. По-моему, его (и авторов сценария,разумеется) интересовал прежде всего невосполнимый ущерб, которыйнанесла миссия душам в ней участвующих. И это режиссёру удалось.
Читайте сценарий. Я снабдил его подробными примечаниями, объясняя то, что может быть непонятно многим. Я старался.