OZON решил не отставать от Amazon — запускает собственный е-ридер вкупе с онлайн-магазином е-книг. Впечатления Игоря Терентьева от пресс-конференции на Московской книжной ярмарке (ММКВЯ) здесь.
Что сказать? Россия, как известно, не Америка. Вот и OZONу очень уж далеко до созвучного ему Amazon’а.
Во-первых, это совсем не оригинальное устройство. «Новый» ридер, предзаказы на который уже принимаются и который будет называться несколько корявым именем «OZON.ru Galaxy», на самом деле не новый и не оригинальный. Это ОЕМ-вариант очередного китайского нонейм-девайса, такой же точно вовсю продаётся (по крайней мере, с начала лета) под маркой ONYX BOOХ 60 и стоит в Москве от десяти с половиной тысяч рублей. Даже с названием ОЗОН пролетел — сейчас Samsung активно рекламирует свой смартфон Galaxy S. Более того — скоро начнутся продажи планшета Galaxy Tab. Это уже совсем близко к теме. Неудачно получается. Как будто нельзя было придумать что-то пооригинальнее, без риска нарваться на совпадение имён...
Во-вторых, цена. Первые 100 (!) устройств будут проданы по суперцене 9999 рублей (дальше, очевидно, цена вырастет). Привлекательным это предложение назвать ну никак нельзя, при том, что сегодня можно купить вполне рабочие ридеры с экраном 6″ за 7-8 тысяч рублей. Правда, ONYX-Galaxy куда совершеннее прочих украинско-китайских поделок — в нём есть сенсорный экран и Wi-Fi с 3G. Именно из-за этого OZON, собственно говоря, и выбрал этот девайс — в остальных ридерах, присутствующих на российском рынке, Wi-Fi c 3G и в помине нет, за полной его ненадобностью. Но вот нужен ли в массовом устройстве сенсорный экран (стóящий, естественно, дополнительных денег) — это большой вопрос. Вернее, никакой не вопрос — не нужен, и баста.
В-третьих, та рекламно-маркетинговая «активность», которую проявляет (не проявляет) OZON, наглядно показывает, что это вовсе не проект, а лишь желание чуть-чуть прощупать ситуацию. И никакого влияния на рынок новое устройство не окажет. Неужели кто-то всерьёз полагает, что люди начнут в массовом порядке покупать устройство за 300 с лишним долларов только потому, что в нём есть бесплатный 3G для входа в магазин OZON? При том, что сегодня три четверти (если не больше) книг онлайн-ассортимента доступны бесплатно, пиратским, так сказать, образом?
Что должен был сделать OZON?
1. Найти или создать простейший, но удобный и симпатичный ридер без каких-то наворотов типа сенсорного экрана, стилуса, Wi-Fi и т.д.
2. Установить на него цену не выше 5000 рублей.
3. Развернуть рекламную компанию в интернете, которая могла бы привлечь внимание тех потенциальных покупателей, которые сегодня не рассматривают для себя е-книги как продукт. Именно они (а не компьютерно продвинутые люди, которые способны разобраться, как качать книги бесплатно) и составляют тот громадный сегмент рынка, который сегодня совершенно не охвачен новой технологией.
4. Установить период (скажем, до конца этого года), в течение которого книги с сайта OZON можно было бы качать бесплатно или за символическую плату (скажем, 1 рубль). Это позволило бы создать у аудитории, описанной выше, экономическую мотивацию для покупки устройства.
Всё это надо было бы сделать... Но OZON делать этого, ясное дело, не будет. В результате выяснится то, что и должно выясниться, — существенного роста рынка не произойдёт. И будет сделан вывод, что наш покупатель пока не готов к новой технологии. Хотя дело совсем не в покупателе, а в подходе продавца.
P.S. Потуги OZONа случайно совпали с новыми изменениями на американском рынке е-ридеров: Borders снова собирается уронить цену своего девайса — на этот раз ниже 99 долларов... Вот так.