The McClatchy Company, третий по величине американский газетный издатель, обнародовал финансовые результаты второго квартала. Первая половина года не принесла издательской компании радостных вестей: выручка упала почти на 10% (в сравнении с тем же периодом прошлого года), а чистая прибыль вообще сократилась без малого на 70% — с 5.3 до 3 млн. долларов.
Комментируя невесёлые результаты, президент компании Гарри Прюитт, тем не менее, выразил надежду, что в скором будущем «газетная бизнес-модель стабилизируется» и что газеты «гораздо ближе к концу пути, чем к началу» (по-видимому, имеется в виду путь к процветанию).
Алан Маттер (Reflections of a Newsosaur) в связи с этим замечает:
Простите, ребята, но надеяться на стабилизацию газетной бизнес-модели нереалистично, поскольку мы находимся в самом разгаре фундаментальных изменений в способах получения информации и взаимодействия между участниками рынка.
Алан указывает на следующие факторы, делающие процветание газет невозможным на нынешнем этапе:
- Имея возможность получать контент из широчайшего спектра источников на большом количестве платформ в любом месте и в любое время, люди теряют интерес к печатному продукту, который неизбежно является неполной, статической (а зачастую и устаревшей) выборкой из всего многообразия информации из цифровой вселенной. При этом газеты в финансовом отношении по-прежнему почти на 100% зависят от печатной подписки и печатной рекламы.
- Генерация уникального новостного контента, которая ранее была основным и исключительным преимуществом газет, сегодня, в силу высоких накладных расходов, превратилась для них в непосильное бремя. Численность работников газетной индустрии в США за последнее десятилетие сократилась на треть, но издатели по-прежнему платят за информацию больше, чем владельцы новостных веб-сайтов. Не последнюю роль в этом обстоятельстве играет высокая стоимость производства и логистики печатного продукта.
- Совершенствование рекламных инструментов цифровых медиа позволяет рекламодателям проводить высокоэффективные персонализированные рекламные кампании, тратя на порядок меньше, чем в случае газетной рекламы. Какой бы качественной и престижной печатная реклама ни была, трудно поверить, что такой дисбаланс цен может сохраниться в долгосрочной перспективе.
Ключевое слово во всех этих рассуждениях — печать. Именно она неэффективна, высокозатратна, статична, неперсонализируема, непривлекательна. Как только мы слегка меняем парадигму и переходим от фиксированного продукта (в данном случае, печатного издания) к информационной платформе, как всё становится на свои места — и затраты падают, и эффективность с привлекательностью растут. А что касается доходов — последние опыты самых различных изданий наглядно показывают, что мнение о непреодолимом отвращении пользователя к платному контенту не соответствует действительности, и вот уже даже пародийный The Onion тестирует собственный paywall...
Газета как источник последних новостей — прекрасная, релевантная и вполне жизнеспособная бизнес-модель. Газета как сложенная в несколько раз стопка листов тонкой бумаги с нанесёнными на них буквами и картинками — увы, нет.
Фото в начале статьи: Irony by Jenan Al Tamimi.