Пост

Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.

Вчера японский банк Nomura поделился своим прогнозом развития рынка смартфонов на ближайшее время. Главный вывод — триумф Samsung и падение Nokia. Уже в III квартале этого года недавний монополист рынка смартфонов откатится на третье место, уступив еще и Apple. А в следующем году финны будут свергнуты с пьедестала почета компанией HTC, которая займет третье место. Как Nokia умудрилась пасть так низко и почему аналитики ждут дальнейшего падения, несмотря на альянс с другим гигантом — Microsoft?

***

В оскароносном фильме Кристофера Нолана «Inception» (в российском прокате он шёл под названием «Начало», хотя слово «внедрение» здесь было бы куда более уместным) группа воров, способных проникать в чужие сны, вторгается в сознание главы крупнейшей корпорации, чтобы внедрить в его разум идею о разрушении деловой империи, созданной его отцом.

В реальном мире таких технологий, слава богу, пока не существует. Поэтому для подобных предприятий используются другие, куда более простые, но не менее действенные способы.

8 февраля 2011 года по Интернету распространился текст внутреннего письма недавно назначенного президента Nokia Стивена Элопа ко всем сотрудникам корпорации. Содержание письма оказалось настолько радикальным, что многие комментаторы первое время даже сомневались в его подлинности. Элоп сравнил текущую ситуацию в компании с положением нефтяника, стоящего на «горящей платформе» и вынужденного сделать нелёгкий выбор: погибнуть в огне или прыгнуть в «тёмные, холодные и зловещие» воды Северной Атлантики. Президент, по сути, обвинил сотрудников Nokia в косности и недальновидности, признал бесперспективность ранее выбранных направлений развития мобильного бизнеса корпорации и пообещал болезненные, но необходимые радикальные перемены.

11 февраля Элоп объявил о стратегическом альянсе с Microsoft. Согласно совместному заявлению двух компаний, Nokia отказывается от Symbian OS, которая долгое время была основной платформой для смартфонов компании, и делает Windows Phone 7 своей главной операционной системой. Вместе с отказом от Symbian Nokia прекращает развитие и другой перспективной платформы, MeeGo, которую компания разрабатывала совместно с Intel. Сразу после появление этой новости стоимость акций Nokia упала на 14%.

На прошлой неделе Nokia сообщила о снижении прогноза прибыли мобильного подразделения на второй квартал года и сообщила, что по причине «конкурентной динамики» и «ценовой тактики» не сможет достичь предполагаемых ранее финансовых показателей в целом по 2011 году; более того, подразделение мобильных устройств, скорее всего, вообще окажется бесприбыльным. Коррекция прогнозов (в сторону понижения) произошла спустя всего несколько недель после того, как они были сделаны. Результат? Акции компании немедленно упали ещё на 20%, в целом же с начала февраля стоимость компании снизилась на немыслимые 40,7%.

Всего за четыре месяца действия нового президента Nokia сделали акционеров компании беднее на 5,5 млрд. долларов.

Было ли всё это неизбежным? Оправданны ли действия главы Nokia? Или можно было избежать подобного результата? И если да, то почему Элоп выбрал именно такой путь?

***

Профессионалам-маркетологам хорошо известен смысл понятия «эффект Осборна». Нет, оно не имеет никакого отношения к классику британского металла. Речь идёт об Адаме Осборне, блестящем изобретателе и предпринимателе, создателе первого в мире портативного компьютера — Osborne 1. Компьютер был чрезвычайно удачным и (для своего времени) недорогим, что сделало его необыкновенно популярным. Организованная Осборном и носящая его имя компания в 1981-82 годах продавала более 10 тысяч компьютеров ежемесячно — по тем временам, феноменальный результат.

Несмотря на такой успех, всего за пару лет Осборн довёл свою компанию до банкротства. Причиной краха стала простейшая маркетинговая ошибка бизнесмена: в 1983 году он объявил во всеуслышание, что готовит новую, гораздо более совершенную модель своего компьютера — Vixen.

Покупатели отреагировали именно так, как и должны были: в ожидании более совершенного продукта они перестали покупать Osborne 1. Не получая доходов и не имея средств на разработку и выпуск новой модели, компания Осборна развалилась. Подобная катастрофическая маркетинговая ошибка с тех пор и носит название «эффекта Осборна».

Сегодня производители панически боятся повторить судьбу Осборна. Обратите внимание, как тщательно они скрывают информацию о дате выхода и характеристиках своих новых продуктов. Что мы знаем о iPhone 5 или iPad 3? Каким будет следующий Amazon Kindle? Все имеющиеся на этот момент данные основаны исключительно на слухах и утверждениях всевозможных источников (часто безответственных и делающихся исключительно с целями самопиара).

Во многом именно эффектом Осборна объясняются сегодняшние неудачи платформы Android на рынке планшетов. Противоречивые обещания Google относительно выпуска всё новых и новых версий операционной системы (Froyo, Gingerbread, Honeycomb, а теперь ещё и Ice Cream Sanwich — настоящее пиршество!) привели производителей планшетов в замешательство, не позволяя им определиться, какую платформу использовать для разрабатываемых устройств.

Но крах Осборна, похоже, не стал уроком для президента Nokia. Без тени сомнения он нанёс сокрушительный удар по текущему бизнесу своей компании, объявив о полной смене курса и вызвав этим полную потерю интереса к существующим продуктам Nokia — как у потребителей, так и у инвесторов.

***

Требовала ли ситуация подобных радикальных мер? Несомненно, положение Nokia было неважным. И тем не менее.

В первом квартале 2011 года Nokia оставалась крупнейшим в мире производителем смартфонов с долей более 24%. Ближайший конкурент — Apple — отставал от неё почти на треть, имея менее 19% рынка.

Nokia является безусловным лидером и в производстве мобильных телефонов, контролируя более 25% мирового рынка. Два других призёра этого «чемпионата» — Samsung и LG, вместе взятые, производят меньше телефонов, чем одна Nokia.

«Неудачная» и «неперспективная» платформа Symbian, тем не менее, занимает второе место по популярности в мире, уступая только Android и обладая инсталлированной базой в более чем 27% рынка. При этом, в отличие от Android, эта база сегодня является монобрендовой, включая в себя только смартфоны Nokia (после того, в конце прошлого года Sony Ericsson и Samsung отказались от Symbian в пользу Android).

«Неэффективная», по мнению Элопа, экосистема Symbian, тем не менее, состоит из 40 тысяч приложений в Ovi Store, по наполнению уступая только App Store от Apple и Android Market, но значительно опережая и BlackBerry App World, и Windows Marketplace. По количеству же скачиваний Ovi Store отстаёт только от iPhone App Store.

Ну как вам результаты? Да любой игрок этого рынка был бы готов на всё ради подобных показателей.

Да, структурные изменения жизненно необходимы для компании. Да, она стремительно теряет свои позиции. Да, она утратила имидж поставщика премиум-продуктов, перейдя (вопреки желанию) в область массового рынка недорогих и не слишком престижных телефонов.

И, тем не менее, об этих изменениях совсем не обязательно было объявлять во всеуслышание. Переход к новой платформе мог быть постепенным и последовательным (у Nokia есть опыт в подобных предприятиях: взять хотя бы их технологию Qt , обеспечивающую миграцию разработчиков с Symbian на MeeGo). Можно было бы не клеймить публично сотрудников Nokia, утративших «о

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 14 июня 2011 года
 
 

9 комментариев добавить свой

  • Ganin Июль 26, 2011 Comment Link

    Извините, не понял. Это издание на русском языке? Где подписаться? Где взглянуть на pdf версию? Увы, отстал от жизни и давно не отслеживал в оффлайн издания профильные по печати и пр в связи с их просто ужасным уровнем материалов. Ну разве что паблиш иногда покупаю пофыркать и на новую бумажку взглянуть во вклейках. 

     
  • А.Шнайдер Июль 26, 2011 Comment Link

    Журнал, разумеется, выходит на русском языке. Издание лицензионное, первоначально PrintWeek начал выходить в Англии, это отраслевой еженедельник. Помимо английской, существуют немецкая, австралийская, американская, ближневосточная и российская версии. Наш российский журнал — ежемесячный. К моменту начала моей работы сайта как такового не имеет, если не считать сайтом эту страницу. Распространяется по подписке.
    Сейчас ведутся активные работы по созданию нового сайта, который должен стать полноценным самостоятельным новостным ресурсом. Будет много и других новшеств. 

     
  • Алексей Клецель Июль 26, 2011 Comment Link
     
  • А.Шнайдер Июль 26, 2011 Comment Link

    Ветер в паруса Игорю и другим издателям нашей отрасли. Я намереваюсь начать там, где закончили они, и надеюсь, что у меня получится то, что, по их мнению, невозможно на этом рынке и в этих условиях. 

     
  • Ganin Июль 26, 2011 Comment Link

    Даешь конкуренцию Игорю! Даешь качественное круто издание! ура! а то иш расслабились все! даже “курсив” и тот уже не тот не говоря уж о паблише и тем паче компуарте. 

     
  • А.Шнайдер Июль 26, 2011 Comment Link

    Намереваемся сделать PrintWeek именно таким изданием. Работаем изо всех сил. Ждать осталось недолго... 

     
  • Maxim Июль 27, 2011 Comment Link
     
  • Владислав Осипов Июль 28, 2011 Comment Link

    Поздравляю! Успехов! А “издатель” — это в значении “главный редактор”? 

     
  • А.Шнайдер Июль 29, 2011 Comment Link

    Нет, издатель — это в значении “издатель”; должность, примерно соответствующая “продюсеру” в кино или на телевидении; человек, обеспечивающий соответствие конечного продукта (в данном случае, журнала) изначально поставленным задачам.
    “Издатель — лицо, ответственное за производство и распространение цифровых или печатных публикаций. Издатель также организует маркетинговую деятельность издания... Издатель выступает в качестве промежуточного звена между редакцией издания и потребительским рынком” — BusinessDictionary.com

     
 

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.