Пост

Сегодня, 13 января, в России отмечают День печати.

Именно в этот день ровно 307 лет назад, в 1703 году, по указу Петра I в России вышел первый номер печатного периодического издания — газеты «Ведомости».

Вот что написал о первой российской печатной газете Сигизмунд Либрович в своём великолепном двухтомном труде «История книги в России» (выпущен в 1914 году):

Независимо от книг, московский Печатный двор в 1702 году по приказанию Петра приступил к изданию первой в России печатной газеты. Эта газета должна была заменить существовавшие раньше рукописные «куранты» или «столбцы», начало составления которых относится к царствованию Михаила Фёдоровича.

Именной указ Петра от 16 декабря 1702 года о печатании «курантов» был приведён в исполнение 27 декабря того же года напечатанием дневника взятия Нотенбурга под названием «Юрнал, или подённая роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотенбургом чинилось».

Затем в том же декабре был отпечатан и первый номер задуманной Петром газеты. Газета эта носила название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».

Первый лист этой печатной русской газеты появился в Москве 2 января 1703 года. Пётр сам делал поправки в доставленном ему пробном оттиске, т. е. правил корректуру, первого номер «Ведомостей», а потом они велись по его постоянным указаниям. Внешность их была очень скромная: небольшая осьмушка, почти без полей, или с очень небольшими, шрифт церковный, как в книгах богослужебных. Большая часть сведений, помещаемых в газете, черпались из голландских газет, причём Пётр сам отмечал карандашом, что именно нужно переводить для напечатания в газете.

Русские известия ограничивались преимущественно новостями о военных и иных делах, по мнению правительства и достойных знания и понятий, причём известия о каких-либо неудачах русских вычёркивались в рукописи или корректуре или ставились в скобках с отметкой: «сей статьи меж скобками в народе не печатать», или же заклеивались кусочками бумаги.

Печатались «Ведомости» в количестве 1000 экз. Продажная цена каждого номера была 2 коп. Но охотников покупать газету было немного, и впоследствии в типографии накопилось столько её экземпляров за разные годы, что их решили употребить на обёртку и продавать на бумажные мельницы.

В настоящее время «Петровские Ведомости» за первый год издания составляют величайшую редкость. Полный экземпляр имеется в Имп. Публичной Библиотеке в Петербурге.

Интересно, что Пётр не только занимался редактурой издания, но и сам писал статьи в газету. Например, его перу принадлежит опубликованный в «Ведомостях» отчёт о Полтавском сражении.

То, что газету покупали мало, не удивительно: ведь она стоила 2 копейки, или 4 «деньги», в то время как жалование наборщика газеты составляло 3 деньги в месяц.

Иллюстрации из книги: С.Либрович «История книги в России», изд.тов. М.О.Вольф, СПб.- Москва, 1914 г.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 13 января 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.