Пост

Сокращённая версия настоящей статьи была опубликована на сайте Slon.ru.
©Slon.ru. Все права сохранены.

Полтора года назад — сразу после появления iPad’а — у издателей газет и журналов появилась надежда, что Apple станет спасителем переживающей не лучшие времена медиа-индустрии. Сегодня яблочная компания всё чаще воспринимается как «заклятый друг» издательской отрасли (в 50-х годах американцы даже придумали для таких ситуаций специальный термин — «frenemies»; тогда этим словом характеризовали отношения СССР и США). Недавно противостояние издателей и Apple перешло в новую фазу. Не желая подчиняться условиям подписной модели App Store, газета The Financial Times полностью изъяла своё приложение из онлайн-магазина Apple. Отныне владельцам iPhone и iPad, желающим читать газету на своих устройствах, придётся пользоваться веб-приложением на основе HMTL5, доступном на сайте издания.

В феврале этого года Apple обнародовал условия подписной модели для приложений, распространяющихся через App Store. Издатели давно ждали этого момента (отсутствие возможности подписки на газеты и журналы для iPad называлось в качестве главной причины отсутствия интереса читателей к новой платформе), но условия, выдвинутые Apple, их, мягко говоря, не обрадовали. И дело даже не в том, что хозяин App Store намерен забирать себе 30% от стоимости подписки. Apple отказался делиться с издателями, может быть, самым важным ресурсом — информацией о подписчиках.

Всю весну медиа-компании выжидали, отказываясь переходить на новые условия (переходный период заканчивался 30 июня). Возможно, они рассчитывали, что кто-то из гигантов медиа-индустрии сможет заставить Apple смягчиться. Наиболее последовательными оказались действия The Financial Times. В начале июля она представила полноценное веб-приложение, впервые на практике продемонстрировав: весь необходимый читателю функционал может быть реализован исключительно средствами HTML5. Между интерфейсами «нативного» и веб-приложения практически нет различий, и владелец iPad, поместивший ярлык сайта на домашний экран, может вообще не заметить, что оригинальное приложение больше не используется. И вот теперь газета вообще отказалась от распространения через App Store, недвусмысленно дав понять, что условия Apple её не устраивают.

Почему издатели пошли на столь решительный шаг? Всё дело в изменении издательской парадигмы.

Вплоть до недавнего времени, львиная доля доходов издателей поступала от продажи рекламы в печатных медиа. Платное распространение было лишь средством создания аудитории для рекламодателей, поэтому в своём стремлении к увеличению количества читателей издания не останавливались ни перед какими расходами. Но в течение последних лет рекламные доходы газет и журналов неуклонно падают, и переломить эту тенденцию, судя по всему, невозможно. Поэтому издания обращают всё более пристальное внимание на второй главный источник доходов — продажу контента, или проще говоря, подписку на свои печатные и электронные версии.

Сегодня прибыльность издания напрямую зависит от того, какая часть его доходов поступает от платной подписки. Так, у журнала The Economist (одного из наиболее успешных деловых еженедельников мира), подписка составляет более 60% совокупной выручки. Всё новые и новые издания следуют примеру газеты The New York Times, впервые применившей так называемую «измеряемую модель» (metered model) доступа к информации на своём сайте. Суть модели — в ограничении количества бесплатных статей, которые пользователь может прочесть каждый месяц. Случайным посетителям платить не придётся, но если вы хотите читать материалы издания постоянно, придётся приобрести подписку. То, что ещё пару лет назад многим казалось невозможным — заставить пользователей платить за информацию в интернете — сегодня становится главной стратегией издателей. Как сказал издатель The Economist Пол Росси, «мы верим, что основной ценностью является контент, а не доступ к аудитории».

Если посмотреть на подписную модель Apple в этом контексте, становится понятно, почему она так не нравится издателям. Во-первых, никому не захочется расставаться с 30% статьи доходов, которая в ближайшем будущем может стать основной. «К 2014 году более 40% нашей выручки будут обеспечивать цифровые версии изданий, половина — от продажи контента, — сказал президент The Financial Times Джон Риддинг в интервью сайту paidContent. — Ещё два-три года назад 60% выручки поступало от продажи рекламы». Но дело не только в этом. Если основными клиентами издания становятся читатели, без информации о них успешная деятельность журналов и газет будет попросту невозможна, и отказ Apple делиться этой информацией для них неприемлем. Вот что говорит Риддинг: «Вы изучаете поведение пользователей, которые становятся из постоянных читателей подписчиками, потом ищите других пользователей, которые ведуть себя аналогичным образом, и сосредотачиваете на них свои маркетинговые усилия... Чем обширнее данные, тем более научной становится ваша методика».

Издатели будут бороться за доступ к данным пользователей до последнего — даже если это означает отказ от распространения цифровых изданий через апп-сторы. Пока никто не рискнул последовать примеру FT. Однако целый ряд изданий уже отказались от продажи подписки через iPad-приложения, предлагая читателю подписаться на своих сайтах. Так поступил, например, всё тот же Economist. The Wall Street Journal также прекратила принимать платежи через своё нативное приложение (по словам представителя газеты, «подписная система Apple является неудачным опытом, поскольку лишает читателей возможности напрямую управлять своими аккаунтами и доступа к информации на различных платформах»). Я уже писал о том, что в открытое противостояние с Apple вступили онлайн-торговцы. Помимо Amazon и Vudu, прекратили принимать платежи через iOS-приложения (или вообще изъяли их из App Store) книжные ритейлеры Google Books, Barns& Noble и Kobo, видео-сервис Hulu, музыкальный сервис Rdio...

Без всяких сомнений, это только начало. В ближайшее время издатели, один за другим, начнут открывать собственные веб-приложения — пример FT показал, что такой подход вполне оправдан. Выбрав «силовой» вариант, Apple, возможно, перехитрил сам себя, и значительная часть рынка цифровой информации вскоре выйдет из-под его контроля — если только компания не пойдёт ещё дальше и не начнёт ограничивать работу веб-приложений на своих устройствах (впрочем, это маловероятно). Ну а нам с вами не следует расстраиваться по поводу того, что некоторая часть информации в интернете (наиболее качественная и ценная) перестанет быть бесплатной. Совсем наоборот: следует радоваться тому, что издатели сохранят средства и возможности для создания и распространения такой информации. Ведь ещё недавно такая перспектива многим казалась вполне реальной.

Фото в начале статьи: My Morning by Todd Paul.

 
 
 
Рейтинг
(0 голосов)
Последнее изменение: 5 сентября 2011 года
 
 

0 нет комментариев добавить свой

Прокомментировать

Поля, отмеченные (*) обязательны для заполнения.

От 20 до 40 процентов технологического плана типографии составляют так называемые резервы, т.е. заказы либо неоплаченные, либо с несданным/неподписанным оригинал-макетом, либо и то, и другое. Насколько эти резервы непоколебимы, как по-вашему?

Получил сегодня очередное письмецо из серии Margi Dana’s Print Tips, прочел и задумался. Нет, не над глубокой мудростью этих «подсказок» — нет ее там, особой мудрости. А просто подумал над метаморфозой в моем отношении к такого рода рекомендациям общего характера на западный лад.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели-полиграфисты, а я с моим отделом продаж не раз сталкивался с такой ситуацией. Тираж отпечатан. Передан клиенту. И вроде бы и проблем с тиражом серьезных нет, и с качеством всё более или менее нормально, а клиент как-то придирается по мелочам и проблемкам — и тут как-то не так, и там.

В седьмом номере журнала Publish за этот год главный редактор Игорь Терентьев тепло и приятно отозвался обо мне, назвал «великолепным колумнистом» и даже заявил, что «Хейли и Штемлер отдыхают». Это, конечно, преувеличение. Хотя приятно.

Приятно, когда твои мысли кому-то интересны. Поэтому всегда рад прочесть отклик на свою статью и ответить на вопросы, к этой статье отношение имеющие. Пишите мне пожалуйста, побольше. Иногда ведь из такого письма-вопроса и тема новой статьи может возникнуть, а то и целого цикла...

Нью-йоркский аэропорт JFK. Регистрация на транзитный рейс Аэрофлота Москва-Нью-Йорк-Вашингтон. (Тут надо сказать, что согласно вполне идиотским требованиям безопасности транзитные рейсы с посадками в каком-либо аэропорту Штатов в обязательном порядке сопровождаются высадкой пассажиров с получением багажа и последующим немедленным паспортным контролем, досмотром и прочими приятными процедурами для посадки на тот же самолет).

Вышел одиннадцатый номер журнала «Компьюарт». В нём опубликована моя статья «Бутики» и «дискаунтеры». Нет, она посвящена не особенностям ритейлового бизнеса. В этой статье я попытался ввести классификацию типографий по типу розничных магазинов. «Бутики», «дискаунтеры», «универмаги» — все эти форматы я попробовал применить к особенностям нашей отрасли. Получилось или нет — судите сами.

В очередном, восьмом номере журнала Publish опубликована (каламбур, однако!) моя статья под длинным названием «Препресс-благотворительность, или Кто платит за бесплатный сыр». Эта статья — одна из нескольких, за которые меня ругают, обвиняя в несогласии с лозунгом «клиент всегда прав». Мол, я проповедую излишне жесткое отношение к заказчику, так можно и без заказов остаться.

Как вы думаете, кто самый популярный Александр Шнайдер в Рунете? Нет, конечно же, не хозяин настоящего сайта. Самый популярный Александр Шнайдер — это крупный канадский бизнесмен, металлургический магнат и даже владелец команды «Формулы-1». Тут даже никаких вопросов нет. Но вот что интересно…

Вышел последний в этом году, двенадцатый номер журнала «Компьюарт», в котором опубликована моя статья Между Сциллой и Харибдой. Статья затрагивает один из ключевых, на мой взгляд, вопросов в нашей отрасли: какую маркетинговую модель предпочесть типографии — активную или пассивную?

За исключением контента, права на которые принадлежат другим авторам, материалы этого сайта распространяется по лицензии Creative Commons.

НЕМНОГО ОБО МНЕ

Я Александр Шнайдер, управляю сложными проектами в области цифровых медиа.

Узнайте обо мне подробнее или напишите мне.