Аудит-бюро Alliance for Audited Media опубликовало результаты опроса (pdf-файл), проведенного среди топ-менеджеров издательских компаний США и Канады. Темой опроса стали «инновации и инвестиции медиа-компаний в области кросс-платформенных технологий». Исследование показало, что издатели всё активнее используют мобильные платформы в качестве каналов потребления контента, но одновременно выявило рост опасений, что растущая фрагментация мобильного ландшафта может истощить и без того незначительные ресурсы отрасли.
Опрос показал следующее.
— Никогда еще медиа-компании не использовали мобильные платформы для распространения контента так широко, как сейчас. Три года назад наличием мобильного контента могли похвастаться всего 51% респондентов. Сегодня таких 90%; более того, оставшиеся 10% сообщили, что намерены начать распространение мобильного контента в будущем году.
— На рынке, изобилующем различными устройствами и операционными системами, издателям, стремящимся к максимальному охвату аудитории, приходится распространять контент на значительном количестве платформ. 87% имеют приложения для iPad, 85% — для iPhone и 75% — для Android.
— Для североамериканского медиа-рынка характерно быстрый рост числа медиа-приложений для е-ридеров. За год количество изданий, имеющих приложения для Kindle, выросло в 2,5 раза (до 67%), а для Nook – более чем в четыре (до 57%).
— Издатели не ограничиваются единственным приложением для каждого устройства. В среднем, респонденты производят 3,4 приложения для iOS, три – для Kindle и 2,4 – для Nook.
— В отношении цифровых издательских технологий, мнения опрошенных разделились. 70% из них производят нативные приложения, а 67% — веб-приложения. Более глубокое исследование данных показывает существенную разницу в подходах между журналами и газетами. 80% журналов используют нативные приложения, в то время как всего 50% — мобильный веб. На газетном рынке, только 69% используют нативные приложения и 74% — мобильные веб-приложения.
— Еще один тренд, выявленный опросом, — это широкий диапазон используемых издателями платформ и технологических инструментов. Более половины респондентов указали, что применяют две или более платформ для создания и управления контентом. Ряд издателей выразили недовольство устаревшим инструментарием, непригодным для создания разнообразного мультимедийного контента, интересующего читателей: «Если у вас морально устаревшие системы, производить качественный цифровой продукт крайне сложно».
— Большинство издателей пока не определились со своим отношением к HTML5 как к новой издательской технологии. В следующем году 41% опрошенных планируют продолжить использование нативных приложений, в то время как 31% намерены перейти на HTML5. 44% затруднились с ответом.
— Важнейший вопрос: как издатели монетизируют мобильный контент и могут ли эти доходы заместить потери в области печатного контента. 77% полагают, что на мобильных устройствах смогут зарабатывать как на рекламе, так и на продаже контента (подписке); это на 25% больше, чем год назад. 44% указали, что мобильная реклама приносит им до 9% от общих рекламных доходов, а у 56% мобильная подписка составляет такую же долю в общих доходах от распространения.
— Издатели полагают, что доходы от мобильной рекламы в следующем году будут расти. К концу 2014 года 46% респондентов ожидают, что мобильная реклама будет вносить вклад не менее 10% в их совокупные рекламные доходы.
— 56% опрошенных взимают плату за пользование их iPad-приложениями, 42% — за iPhone-приложения. Почти 40% пока не берут денег за распространение контента на мобильных устройствах.
— Еще несколько лет назад об использовании пейволлов на своих веб-сайтах не говорил практически никто из издателей. Сегодня 48% издателей газет сообщили, что используют пейволлы того или иного типа.
— Наиболее популярен измеряемый пейволл, при котором читатель имеет бесплатный доступ к определенному числу материалов в месяц, после чего необходима оплата. Такими пейволлами пользуются 40% респондентов. 17% применяют так называемый «жесткий» пейволл (когда весь контент закрыт для бесплатного пользования), а 33% — «мягкий», когда закрывается доступ только к премиум-контенту.
— Несмотря на перспективы мобильных медиа, опрошенные издатели прагматично относятся к своим печатным публикациям. Сокращать частоту выхода печатных изданий намерены 15% респондентов, а вообще отказаться от печати в течение следующих пяти лет собираются всего лишь 3%.
Авторы исследования делают следующие выводы.
? Публикация контента на цифровых платформах стала нормой, хотя использование множества приложений для различных устройств и платформ представляет серьезную проблему.
? Издатели продолжат эксперименты с различными технологиями, прежде чем решат, какие подходят им лучше всего.
? Основное внимание в ближайшее время будет нацелено на мобильную монетизацию.
? Издатели твердо намерены отказаться от практики бесплатной раздачи веб-контента и будут активно применять пейволлы и новые прайсовые модели.
? Хотя некоторые компании становятся полностью цифровыми, для многих печать остается частью кросс-медийного микса.